06.09.2017 18:55
Культура

Шестого сентября Геннадию Шпаликову исполнилось бы 80 лет

Вчера, шестого сентября, Геннадию Шпаликову исполнилось бы 80 лет
Текст:  Дмитрий Шеваров (dmitri.shevarov@yandex.ru)
Союз. Беларусь-Россия - Федеральный выпуск: №33 (805)
Прекрасный русский поэт. При жизни его стихи не публиковались. Выдающийся сценарист, равный великим авторам итальянского неореализма. Большинство его сценариев не нашли своего воплощения на экране. Замечательный режиссер, снявший всего один фильм.
Читать на сайте RG.RU

Его знаковый фильм "Застава Ильича" одинаково дорог и в Беларуси, и в России.

Талантливый прозаик, узнаваемый по первой же фразе. Его рассказы были опубликованы лишь посмертно.

После "Я шагаю по Москве", сценарий которого он написал, после первой славы и оглушительного успеха - резкий уход в штопор. Сплошные неудачи и разочарования. Почти все им задуманное отвергалось. Крушение надежд. Болезнь. Гибель в тридцать семь лет. Архива не сохранилось. Лишь случайно уцелевшие обрывки.

Для другой судьбы все это стало бы приговором к забвению.

Но не для Шпаликова.

...Каждый его сценарий или рассказ можно пройти насквозь, ничего особенного не заметив. Ни оригинальной философии, ни каких-то выдающихся образов, ни закрученного сюжета. Но при этом - ощущение радостной тайны бытия в каждой строчке. И эта непонятно откуда выросшая радость остается с каждым, кто смотрел фильмы Шпаликова или читал его книги.

Как Дмитрий Шеваров стал первым читателем Петра Вяземского

Я мог бы бесконечно цитировать стихи Шпаликова, но мне отчего-то трудно выстукивать их по клавиатуре компьютера. Его стихи - для голоса и гитары.

Есть и еще одно мешающее мне обстоятельство: я слишком долго был наедине с его строчками. С ними я учился, шел на свидания, служил в армии, писал письма, провожал поезда, сам уезжал и тосковал по дому, ждал своего рейса и ночевал в районных гостиницах. И сейчас я слышу в них слишком много своего, личного, чтобы я мог легко цитировать Шпаликова.

...Когда в 1990-е годы я приезжал куда-нибудь, меня спрашивали (сейчас не спрашивают): "Как там Москва?" Я рассказывал, но меня не очень слушали. Уходили взглядом в себя, будто вспоминали что-то. Возможно, они вспоминали тот город, что они видели в шпаликовских "Я шагаю по Москве" и "Заставе Ильича".

Город, созданный для ночных беззаботных прогулок, для счастливого сумасбродства, для дружбы и поэзии, для того, чтобы парень из Минска мог встретить здесь свою судьбу - случайно встретить! - в виде девушки из Ашхабада или со станции Зима...

Литература