07.09.2017 21:33
Культура

В России появились "Бедные книги"

Текст:  Жанна Васильева
Российская газета - Федеральный выпуск: №202 (7368)
Серия "Бедные книги", издательство "Барбарис"
Читать на сайте RG.RU

Издательство "Барбарис" выпустило серию "Бедные книги", созданную художницей Ириной Затуловской. Семь книг - семь рассказов: "Алеша горшок" Льва Толстого, "Зверь" Николая Лескова, "Каштанка" Антона Чехова, "Соловей и воробей" Викентия Вересаева, "Лисичкин хлеб" Михаила Пришвина, "Дождь" Бориса Шергина, "Благодарный заяц" Андрея Платонова.

Какие книги советует почитать писатель Роман Сенчин

Один рассказ - одна книга. На первый взгляд книжки похожи на школьные тетрадки или самодельный альбом, сшитый из сложенных вдвое плотных альбомных листов для рисования. В некоторых, как, например, в вересаевском пересказе сказки "Соловей и воробей", эта "самодельность" подчеркивается написанным от руки печатными буквами текстом. Точнее, буквы нарисованы тонкой кисточкой, той же, какой нарисованы-написаны птицы, цветы, ветка дерева с листочками, где поет-заливается соловей и плачет воробей, переживая, что нет у него ни голоса соловья, ни яркой внешности павлина, чтобы быть привлекательным. Назидательность сказки тут простодушно открыта, сведена к четкой формуле. Точно так же предельно лаконичен и аскетичен черно-белый рисунок тушью иль акварелью. Он обозначает этапы повествования, оставляя место и слову нарисованному, и неспешной устной речи. Эта книга - для чтения и рассматривания вместе с ребенком. Не зря на последнем развороте художница оставляет подпись и обозначает адресата: "Для Лукоши рисовала бабуся И.З. Июль 2013". И рядом - огромный во всю страничку полураспустившийся полевой цветок с листиками.

Рукодельность, аскетизм, подчеркнутое "простодушие" формы, отсылающие разом и к детскому рисунку, и к футуристическим рукописным книгам Крученых, Розановой или Гончаровой с их вкусом к народной культуре лубка, - фирменные знаки авторских книг Ирины Затуловской. Нетрудно заметить, что серия "Бедные книги" - это альтернатива и полому игрушечному миру, центром которого оказываются Барби и Кен, и пестрому глянцевому миру роскошных детских книжек. В этом смысле "Бедные книги" - своеобразный вызов нынешнему мейнстриму. Возвращение темы страдания, боли, смерти, несправедливости в зону внимания детской литературы, готовность говорить с детьми о драмах жизни и этическом выборе - это сильный поступок и для художницы, и для издательства "Барбарис".

Литература