Главные преимущества использования новых материалов и специальных добавок - увеличение срока службы покрытия, его износостойкости при оптимизации затрат на выполнение дорожных работ. Интерес южноуральских дорожников к инновациям, представленным в основном московскими компаниями, очень высок. Как сообщили в миндортрансе Челябинской области, в этом году объем расходов регионального бюджета на ремонт и строительство дорог увеличился в 1,7 раза по отношению к плану и достиг 12,6 миллиарда рублей. На эти цели направлены собственные дополнительные доходы областного бюджета, а также федеральные субсидии в рамках приоритетного проекта "Безопасные и качественные дороги". На Южном Урале в него включены областной центр и прилегающие территории, финансирование предусмотрено в размере двух миллиардов рублей. При этом была поставлена задача не только увеличить объемы дорожного строительства, но и повысить качество. А это, по словам участников форума, без использования новейших технологий и оборудования невозможно.
- Современные дорожно-строительные машины обеспечивают высокий уровень механизации, но не в полной мере отвечают нынешним требованиям к качеству автодорог. Недоуплотнение конструктивных слоев дороги приводит к образованию глубокой колеи и выбоин на трассах, - говорит доцент кафедры "Колесные и гусеничные машины" ЮУрГУ Евгений Кромский.
Решением этой проблемы занимаются на автотракторном факультете ЮУрГУ в студенческом научном обществе. В результате совместной работы копейский завод спецтехники изготовил опытный образец ударно-вибрационного механизма, позволяющего получать более плотные образцы дорожного полотна из композитных материалов. Более того, при использовании новинки обычные асфальтовые катки вообще не нужны, что экономит время и деньги. Однако, несмотря на явные преимущества, коммерциализировать идею пока не удается.
Более широко применяются на рынке геосинтетические, полимерно-битумные вяжущие материалы, используется новый вид покрытий на основе щебеночно-мастичного асфальтобетона, который на 30 процентов увеличивает срок эксплуатации дорожной одежды. Идет в ход и фракционный щебень, обработанный по методу холодного ресайклинга. В качестве эксперимента строители практикуют добавление в бетон микрокремнезема для увеличения морозостойкости, стальной фибры - для устойчивости к трещинам.
По словам техдиректора института "УралНИИстром" Эльдара Ахтямова, важно не столько использовать современные материалы, сколько обеспечить контроль качества. Для этого на региональном уровне необходимо утвердить порядок выбора контролирующих аккредитованных организаций и сформировать перечень независимых лабораторий. Беспристрастный контроль освободит рынок от фальсификата и дорогостоящих, но неэффективных технологий, устранит превышение лимитов по расходным материалам.