Сборка самолетов, география полетов которых ширится с каждым годом, производится в Комсомольске-на-Амуре. Три отсека, в том числе головной и хвостовой, сюда привозят на грузовиках из Новосибирска. Оставшиеся отсеки, а также крылья и центроплан (центральную часть крыла), производят на месте - в модернизированных цехах Комсомольского-на-Амуре авиационного завода имени Ю. А. Гагарина. При создании самолета используется самое современное оборудование, которое закупается как в России, так и за рубежом.
Для работы на современных станках требуются хорошо подготовленные кадры. Средний возраст работников, занятых на производстве - 35 лет. Подготовка каждого специалиста занимает немало времени, ведь для эффективной работы требуется научить человека не только выполнять свою работу, но и уметь работать в команде (для этого проводятся специальные тренинги и деловые игры). Работников, кстати, стараются готовить смолоду - в КнАГТУ, к примеру, создали кафедру, на которой обучают необходимых на производстве специалистов.
Производство непрерывно совершенствуется, и работники предприятия активно вовлечены в этот процесс. За подачу и реализацию предложений им не только платят премии, но и предоставляют различные льготы. К примеру, выделяют место на парковке завода, доставляют от дома до работы, предоставляют возможность съездить на авиасалон и т. д.
Вернемся к производству. Готовые отсеки, крылья и хвостовое оперение поступают в цех сборки фюзеляжа, принадлежащий Комсомольскому-на-Амуре филиалу ЗАО "Гражданские самолеты Сухого". Там части воздушного судна стыкуют между собой, наносят на них защитное покрытие, производят монтаж дверей и ряд других операций. Затем самолет поступает в цех окончательной сборки, где производится монтаж основных систем, стыковка отъемных частей крыла с центропланом, установка двигателей. Здесь же проводится монтаж интерьера кабины пилотов и багажного отсека.
После окончательной сборки, а также проведения серии наземных и летных испытаний Superjet 100 отправляется в Ульяновск. Там его готовят к передаче заказчику - оборудуют салон и красят самолет в цвета авиакомпании. Окончательные испытания проводятся в подмосковном Жуковском, и только после них самолет передают заказчику.
На сегодняшний день в эксплуатации находятся 99 самолетов SSJ100. За все время эксплуатации они выполнили более 220 тысяч коммерческих рейсов, налетав в общей сложности свыше 330 тысяч летных часов.
Справка "РГ"
Sukhoi Superjet 100 (SSJ100) - российский ближнемагистральный пассажирский лайнер, рассчитан на перевозку до 103 пассажиров на расстояние до 4,5 тысячи километров. Первый полет самолет совершил в мае 2008 года.