В документе есть несколько моментов, способных сделать покупки и приобретение услуг более прозрачными. "Безусловный приоритет стратегии - решение проблем инвалидов и иных социально уязвимых потребителей, - подчеркивает глава Роспотребнадзора Анна Попова. - В мировой практике немного примеров специальной защиты таких людей, а выработка системного подхода по улучшению их положения может рассматриваться как передовой и уникальный опыт. Стратегия позволит защитить социально уязвимые категории потребителей как слабую сторону экономических отношений и позволит минимизировать количество недобросовестных действий со стороны представителей бизнеса". Сегодня, как уточняет глава ведомства, пенсионеры, инвалиды не выделены в группы потребителей, которые требуют особого подхода. Поэтому потребительские права тех же инвалидов нарушаются на каждом шагу. Редкий банк захочет выдать человеку с инвалидностью кредит.
Сотрудники Роспотребнадзора будут инкогнито (под видом обычных посетителей) проводить "контрольные закупки" в тех же банках. Они смогут заключать различные договоры и проверять их таким образом на простоту понимания для потребителей, прозрачность (то есть отсутствие навязанных услуг), отсутствие заведомо невыгодных (кабальных) схем и условий. Те же практики можно будет применять и в сфере медицинских коммерческих услуг и приобретении недвижимости. Пока что Роспотребнадзор не имеет подобных полномочий.
Большое внимание в стратегии уделено борьбе с недобросовестными практиками со стороны продавцов, исполнителей и их посредников. Как поясняет председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин, здесь речь прежде всего идет о том, чтобы, например, запретить продавцам различные фокусы с ценниками. "Во всем мире очень востребованы распродажи, популярны они и у нас, - уточняет Янин. - Но что делают наши продавцы, чтобы не остаться внакладе? В преддверии распродаж взвинчивают цены, а потом якобы снижают их на 50 и даже 70 процентов. В реальности же мы приобретаем товар максимум с 30-процентной скидкой, а то и вовсе без нее, потому что изначально товар стоил столько же, сколько и со скидкой в 70 процентов. Со стороны продавцов это откровенный обман. Но сейчас нет способов их наказать за это".
Появится у людей и возможность подавать коллективные иски против производителей и продавцов некачественных товаров и услуг. В этом случае, как отмечает Дмитрий Янин, возмещение ущерба может быть выше.