Согласно постановлению правительства, на выполнение этого задания академия получит 260 миллионов рублей, подготовка завершится в конце 2018 года. Программа обучения разработана РАНХиГС, корпоративным университетом Сбербанка, Школой управления "Сколково" и Высшей школой экономики.
Поскольку высшими должностными лицами регионов, по закону, являются их руководители, то понятно, что в постановлении речь идет о подготовке кандидатов в губернаторы. Ее проходят заместители федеральных министров, вице-губернаторы, члены Совета Федерации, депутаты Госдумы, топ-менеджеры госкомпаний и госкорпораций. "При подготовке программы обучения "кандидатов в кандидаты" на высшие должности в регионах скорее всего учитывалось, что эти должности не только административные, но и политические, - говорит директор Центра технологий госуправления РАНХиГС Владимир Южаков, - и люди должны принимать на себя ответственность не только перед вышестоящим руководством, но и перед избирателями". Однако, уточнил директор, обучение по этой программе не обязывает президента России выбирать кандидатов в губернаторы именно из числа "учащихся".
Постепенная смена лиц на всех этажах управления неизбежна и необходима. И она уже идет. В прошедший 10 сентября единый день голосования избраны новые главы субъектов в семи регионах: Пермском крае, Новгородской, Рязанской областях, Бурятии, Марий Эл, Карелии и Удмуртии. Эксперты предсказывают и дальнейшее обновление губернаторского корпуса. Оно будет происходить за счет кадрового резерва, создаваемого разными способами, в том числе и посредством обучения по программе РАНХиГС.
Впрочем, наличие "запасных игроков", способных вскоре войти в "основной состав" власти, еще не гарантия ее обновления. "Кадровый резерв всех уровней власти низко востребован, несмотря на свою разветвленность, представительность и разнообразие", - заявил, выступая в этом году на Гайдаровском форуме, начальник Управления президента по вопросам госслужбы и кадров Антон Федоров. По его оценке, наиболее востребован президентский резерв, хотя и он в 2016 году был использован лишь на 18,6 процента. Сейчас, сообщил Федоров, идет работа над новой концепцией формирования и использования кадрового резерва. "Формировать резерв, - сказал начальник управления, - необходимо так, чтоб он представлял интерес для работодателей и был востребован. Критерии отбора должны приводить к нам лучших представителей не только государственного, но и негосударственного сектора. В работе с резервом должна учитываться возможность многоступенчатого и разнонаправленного карьерного роста тех, кто входит в резерв. А оценка кандидатов прежде всего должна производиться по результатам текущей деятельности по основному месту работы, не исключая при этом всех прочих систем, которые применяются сегодня, в частности, личностно-профессиональной диагностики того, каких успехов достиг кандидат за последний год".
Отбором кадров для резерва занимается специальная комиссия под руководством главы президентской администрации. В ее составе - полпреды в федеральных округах, председатель РСПП, ректоры Московского и Санкт-Петербургского госуниверситетов, а также эксперты от органов власти, политических партий, духовенства и общественных организаций. Созданием кадрового резерва обязаны заниматься и руководители госслужащих. Им надлежит планировать карьеру своих подчиненных на несколько лет вперед. Закон о госслужбе с недавних пор предусматривает списки, в которых должно быть указано, кто сменит того или иного чиновника по истечении определенного времени. Там же должны содержаться данные о семьях госслужащих, а также сведения о переезде из региона в регион, если этого потребует новое назначение. С 2013 года в законе о госслужбе прописана и ротация чиновников.
Что власть на всех ее уровнях испытывает острый кадровый голод - факт общепризнанный. Нет новых источников для пополнения управленческого корпуса. Долгие годы таких источников было два - Санкт-Петербург и силовое сообщество. Понятно, что эти кадровые резервуары не бездонны. Не хватает квалифицированных кадров для замещения не только министерских должностей, но даже и на посты глав муниципальных образований. А нынешняя система назначения на руководящие должности во многом напоминает "подбор и расстановку кадров", то есть те приснопамятные правила, по которым формировалась советская номенклатура.
Еще одна причина кадрового застоя в органах власти - отсутствие конкуренции. Нормальной конкуренции между профессионалами. Ее, по сути, нет. Понятие "рынок труда" на сферу государственного управления не распространяется.
Дефицит управленческих кадров особенно ощутим в регионах. Кадровая стратегия губернаторов долгие годы была направлена исключительно на удержание власти. Потенциальным наследникам веры не было. И не без оснований, поскольку "новая метла" то тут, то там, вопреки обещаниям сохранить преемственность во всем, начинала наводить свой порядок в доме. А бизнесмены, получавшие должности в региональных органах власти, были заняты преимущественно решением собственных задач. Их пребывание на этих должностях мало повлияло на качество управления. Так что региональная власть тоже нуждается в обновлении. И учебная программа РАНХиГС, по которой будет готовиться губернаторский кадровый резерв, - своевременный отклик на эту потребность.