Исследователи назвали четыре основных группы причин, побудивших людей закурить. Большинство (63%) сказали, что к курению их побудила потребность соответствия социальной среде. Они начали курить "за компанию", пошли по стопам родителей либо хотели понравиться кому-то. 41% опрошенных видел в курении способ выделиться, отличиться от других, выразить протест или соответствовать моде. Из-за эмоциональных мотивов закурил каждый третий (34%). Основные причины курения в этой сфере: желание расслабиться, снять стресс, отвлечься от проблем в семье, карьере, личной жизни. Наконец, примерно такая же доля курильщиков (32%) начала курить из любопытства. Кому-то понравился дизайн пачки сигарет, кто-то обратил внимание на сигареты в продаже, кто-то увидел информацию в СМИ и захотел попробовать.
Войдя в привычку, курение помогает успокоиться, снять стресс, расслабиться, - об этом заявили 69% курильщиков. В сочетании с алкоголем сигареты притягивают еще больше: более интенсивно курят, употребляя спиртное, 77% опрошенных.
Что касается антитабачных мер, самыми эффективными участники опрос назвали экономические рычаги: повышение акцизов и увеличение цены на сигареты. Те, кто продолжает курить, считают, что на интенсивность их курения и решение бросить эту привычку не влияет ни показ сцен с курением в фильмах, ни перевод продажи в закрытые витрины, ни запрет на курение в общественных местах и рекламу сигарет. Действительно, эти меры, скорее, помогают оградить от пробуждения интереса к табаку тех, кто еще не начал курить.Более того, даже страшные картинки на сигаретных пачках, по мнению 87% опрошенных, не способствовали их желанию расстаться с сигаретой. А введение обезличенных пачек, по мнению 43%, затруднит и сделает неудобной покупку сигарет, а 27% назвали эту меру нарушением прав курящей части населения.
Участники опроса считают, что при введении обезличенной упаковки может вырасти контрабанда сигарет (61%), труднее будет бороться с контрафактом (78%), а каждый второй (57%) сказал, что опасается снижения качества сигарет.
Предупреждающие картинки на пачках сигарет