Такой вывод можно сделать из примерных программ повышения квалификации водителей, разработанных министерством образования. Соответствующий проект приказа размещен для общественного обсуждения.
Всего подготовлено восемь таких программ, по которым будут обучать водителей спецтранспорта. Для категорий "А" - мотоциклы, "В" - легковушки, "С" - грузовики и "D" - автобусы. А также для подкатегорий: "А1" - легкие мотоциклы, "В1" - трициклы и квадрициклы, "С1" - легкие грузовики и "D1" - микроавтобусы. На квадрициклах тоже устанавливаются спецсигналы, поэтому и управлять ими должны водители с повышенной квалификацией.
Надо сказать, что примерные программы повышения квалификации для таких водителей были и раньше. Но после внесения изменений в закон о безопасности дорожного движения, после появления новых программ подготовки водителей повышать квалификацию по устаревшим нормам было бы неправильно. Поэтому разработаны новые. Предполагается, что соответствующий приказ будет подписан еще до конца года.
Для любой категории предполагается 36 часов занятий. Причем из них 8 часов отведено оказанию первой помощи. Два часа отводится на изучение психологии и этики водителя. На изучение правил пользования средствами радиосвязи и устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов отпущено два часа. Из них час - практики.
Ну, и наконец, самое интересное - навыки безопасного управления транспортом. Здесь заложено 5 часов теории и 13 практики. В эту практику входит в том числе и контраварийная подготовка.
Водителей четырехколесного транспорта будут обучать скоростному рулению, как одной так и двумя руками, в том числе с перехватыванием и скрещиванием рук. Их научат стабилизировать автомобиль при заносе задней оси или сносе передней. А также при ритмичном заносе.
Но наиболее насыщенная программа предлагается мотоциклистам, причем управляющим легкими мотоциклами. Она предусматривает такие упражнения, как экстренный разгон на максимальных оборотах, экстренное торможение на грани потери устойчивости и управляемости. А также повороты и развороты скольжением задней оси и блокировкой заднего колеса, разворот "волчком".
В качестве обязательных элементов осваивается движение в нестандартной посадке, например, боком, лежа, и без рук. А также езда на заднем колесе.
Понятно, что мотоциклисту требуется быть в физической форме. Поэтому физподготовке в программе обучения тоже отведено значительное место. Помимо различных приседаний и отжиманий от руля, предусмотрены "перемахи ногами через руль" и "прыжки-перемахи с опорой о руль". В общем, управлять мотоциклами со спецсигналами будут каскадеры.
Напомним, что уже несколько лет идут дебаты о том, чтобы разделить водителей на профессионалов и любителей. Зачем водителю, который собирается возить только себя и семью, сугубо специфические знания о правильном креплении груза и правилах перевозки пассажиров? Это требуется именно профессионалам. Сейчас в минтрансе готовится проект такого разделения. Речь идет не о разных правах, а именно о разном обучении тех и других водителей.