Напомним, по плану регулятора к 2021 году реформа лизинга должна полностью завершиться. К этому моменту участники рынка должны зарегистрироваться в СРО и перейти на новый план счетов и новую бухгалтерскую отчетность. Пока же ЦБ работает над отраслевыми стандартами бухучета и методикой расчета капитала.
Но перенастроиться в одночасье рынок не готов. Деловое сообщество выступает резко против реформы, однако готово меняться постепенно. По словам Владимира Гамзы, председателя комитета ТПП по финансовым рынкам и кредитным организациям, на первом этапе необходимо принять изменения в законодательство, в частности, более четко определить все понятия. Сейчас закон о лизинге (финансовой аренде) есть, но в нем отсутствует специальное отраслевое регулирование
На втором этапе нужно выстроить регулирование учета и отчетности, затем наладить саморегулирование и лишь потом формировать надзорную деятельность, считает Гамза.
С тем, что спешка не нужна, согласны и в ЦБ. Как подчеркнул советник первого зампреда Банка России Сергей Моисеев, регулятор не хочет, чтобы рынок сжался в результате изменений. "Мы делаем реестр - раз, отчетность - два. Это цель, больше ничего не предполагается", - перечислил шаги представитель ЦБ. И предупредил, что шагать в сторону изменений все равно придется, так как без этого риски будут накапливаться.
"Наша задача - повысить информационную прозрачность отрасли так, чтобы было понятно, когда и по какой причине нужно вмешиваться", - пояснил Моисеев. "Если мы хотим видеть весь рынок, должен быть и единый план счетов (новый план счетов бухучета, приближенный к банковскому, содержит существенно большее количество синтетических счетов. - Прим. ред.)", - предложил он.
Однако по единому плану счетов на "круглом столе" по реформе лизинга как раз и возникли основные разногласия. Такая мера пугает многие компании, так как может привести к серьезному росту расходов, считает президент Объединенной лизинговой ассоциации Кирилл Царев. "Вызывает вопросы еще и отнесение лизинговых компаний к некредитным финансовым организациям (НФО). На этом реформа может вообще закончиться, тем более что совокупные затраты на переход к НФО и единому плану счетов могут превысить 24 миллиарда рублей. В результате около 50 процентов компаний уйдут из лизинга, а это сегмент малого и среднего бизнеса. Крупные игроки не смогут их заместить", - предупредил Царев.
Он предлагает для лизингополучателей сегмента микро- и малых предприятий ввести упрощенный порядок учета сделок финансового лизинга и аренды, приравнять его к услуге. И не изменять права учета действующих лизинговых сделок.
Впрочем, как ни реформируй, все равно будут недовольные, предупредил сопредседатель "Деловой России" Антон Данилов-Данильян: "Значит, с одной стороны нужен компромисс, а с другой, рынок все равно должен идти вперед, реформироваться".