Медь вне конкуренции
Человечество использует медь испокон веков. Это один из базовых металлов для многих отраслей, включая строительство, энергетику, автомобиле- и машиностроение, производство микропроцессоров и электроники. За последние 20 лет объем мирового потребления меди уже увеличился вдвое, и в будущем, по мере развития высоких технологий, этот тренд будет усиливаться.
Мир переходит от традиционного топлива к альтернативным источникам энергии и электродвигателям - без меди это невозможно.
Великобритания, Франция и Китай уже объявили о планах по запрету бензиновых и дизельных двигателей к 2040 году, в России также стартуют проекты создания автомобилей, автобусов с электродвигателями.
Развитие рынка электрокаров уже значительно подогрело интерес инвесторов к цветным металлам - с середины лета цены на медь выросли примерно на 20%.
Директор по анализу финансовых рынков и макроэкономики "Альфа-капитала" Владимир Брагин поясняет: "Переход на электромобили приведет к росту спроса на цветные металлы, так как при их производстве таких металлов надо больше, чем при выпуске автомобилей с двигателем внутреннего сгорания". (Подсчитано, что для производства одной батареи для электрокара нужно в 3-4 раза больше меди, чем для производства обычного авто. - Прим. ред.).
Goldman Sachs предсказывает рост доли продаж электромобилей до 8% к 2030 году и 32% - к 2040 году. А Международная ассоциация производителей меди (ICA) прогнозирует, что к 2027 году мировой спрос на медь в автомобильной промышленности вырастет в 9 раз.
Развитие рынка электрокаров и устойчивая тенденция к повышению цен на цветные металлы открывают большие возможности для российских производителей. Сейчас европейские автоконцерны преимущественно закупают материалы для производства батарей на рынках Латинской Америки (Перу, Чили) и в Китае. Однако при условии увеличения объемов добычи и производства меди в России закупать этот металл на российском рынке для них может быть выгоднее. Кроме того, существуют перспективы спроса и со стороны российского автопрома - в обозримом будущем может быть налажено производство отечественных электробусов KAMAZ и Volgabus.
Медь - ключевой ресурс не только для автомобильной промышленности. Этот металл также находит широкое применение, например, в архитектуре и строительстве. Способы использования меди в этой отрасли варьируются от облицовки крыш и фасадов до изготовления различных инженерных конструкций.
Кроме того, без меди также невозможно изготовить "начинку" современных телефонов, компьютеров, других электронных устройств. И это далеко не все сферы применения меди, которая может по праву претендовать на звание металла будущего.
Все начинается с руды
В современном мире сложились все предпосылки для дальнейшего роста спроса на медь. Это диктует необходимость увеличения ее производства, что невозможно без развития минерально-сырьевой базы отрасли.
Согласно "Стратегии цветной металлургии России на 2014 - 2020 годы и на перспективу до 2030 года", обеспечение растущего спроса на медь и изделия из медных сплавов на внутреннем рынке и в мире должно сопровождаться разработкой новых месторождений.
Однако запасы богатых медных руд, отрабатываемых открытым способом, исчерпываются. Легкоразрабатываемых месторождений становится все меньше.
"В настоящее время месторождения как в России, так и за рубежом содержат не более 0,5% меди", - говорит декан факультета переработки минерального сырья Санкт-Петербургского горного университета, доктор технических наук Владимир Бажин.
Для сравнения - еще в начале 2000-х годов среднее содержание меди в руде превышало 1,2%.
Время экстенсивного освоения месторождений прошло, компании вынуждены инвестировать в современные технологии, которые позволят работать с низкими содержаниями меди. При этом на первый план выходит эффективность производства и рациональное использование природных ресурсов.
В Чили, которая является мировым лидером по запасам медной руды, осваиваются месторождения с содержанием меди около 1%, в Швеции и Китае есть отдельные месторождения, где содержание меди составляет всего 0,3%. В нашей стране до недавнего времени таких проектов не было.
Правда, на территории Челябинской области еще в советский период было открыто два крупных месторождения медно-порфировых руд - Томинское и Михеевское (оба входят в топ-50 крупнейших месторождений мира), но никто не брался за их разработку ввиду отсутствия экономически оправданных технологий, позволяющих работать на низких содержаниях меди.
Первопроходцем в этой области стала Русская медная компания (РМК). Самый молодой игрок отрасли, который ставит своей целью не только обойти по объемам добычи и производства меди своих российских конкурентов, но и выйти в лидеры европейского рынка.
Стратегия развития РМК сфокусирована именно на развитии собственной минерально-сырьевой базы, что в современных реалиях невозможно без внедрения технологий освоения бедных месторождений меди.
В 2013 году на Михеевском месторождении в Варненском районе Челябинской области РМК ввела в эксплуатацию Михеевский ГОК (мощность переработки - до 18 млн тонн медной руды в год). Современные технологии, внедренные на предприятии, впервые в истории российской горнодобывающей промышленности позволили обогащать медно-порфировую руду с содержанием меди всего 0,4%.
"При строительстве новых предприятий и модернизации имеющихся мощностей мы внедряем наилучшие доступные технологии - как с точки зрения производственной эффективности, так и экологической безопасности. Кроме того, безусловным приоритетом для нас также является и развитие территорий присутствия. Именно эти принципы сформулированы в бизнес-философии компании, которая получила название "Умная медь", - отмечает президент РМК Всеволод Левин.
Перспективный проект
Летом этого года на Международной промышленной выставке "ИННОПРОМ-2017" Русская медная компания дала старт еще одному стратегическому проекту, приступив к разработке Томинского месторождения медно-порфировых руд в Сосновском районе Челябинской области. Содержание меди здесь такое же, как и на Михеевском месторождении, - 0,4%.
В состав комбината войдут Томинский и Калиновский карьеры, а также обогатительная фабрика. Предполагается, что Томинский ГОК будет перерабатывать 28 млн тонн медно-порфировой руды в год и выпускать до 500 тыс. тонн медного концентрата.
"Работа ГОКа будет способствовать решению стратегической задачи по развитию минерально-сырьевой базы российской промышленности", - заявил на церемонии начала разработки месторождения министр промышленности и торговли России Денис Мантуров.
Он также отметил, что Томинский ГОК будет построен с применением самых современных технологий - экологические параметры здесь значительно превышают те требования, которые сейчас в обязательном порядке предъявляются государством.
Ответственное отношение к окружающей среде - единственная оправданная модель для компаний, которые ставят перед собой долгосрочные цели, уверены и эксперты.
"В нашей стране за тем, насколько безопасным для окружающей среды будет любое новое производство, пристально следят и общество, и власть, и инвесторы. Поэтому инвестиционные проекты разрабатываются с учетом соблюдения самых высоких экологических стандартов", - говорит доцент кафедры экологии и химической технологии Южно-Уральского государственного университета, кандидат технических наук Светлана Ницкая.
В рамках строительства Томинского ГОКа Русская медная компания отказалась от сооружения классического хвостохранилища и планирует реализовать крупный экологический проект, не имеющий аналогов не только в российской, но и в мировой практике.
На комбинате на основе хвостов обогащения будут производить специальный закладочный материал, чтобы использовать для заполнения отработанной выработки Коркинского угольного разреза. На этом промышленном объекте, расположенном в нескольких километрах от площадки строительства Томинского ГОКа, сейчас постоянно возникают эндогенные пожары, которые приводят к загрязнению атмосферного воздуха, а оползневые процессы ведут к постепенному разрушению жилья и социальных объектов, находящихся в непосредственной близости от бортов разреза.
Технологическое решение ликвидации Коркинского разреза, разработанное при участии Уральского государственного горного университета и поддержанное властями Челябинской области, позволит укрепить борта разреза и решить проблему возникновения эндогенных пожаров.
"Сегодня становится очевидным, что любые бизнес-задачи невозможно решать без всестороннего и вдумчивого подхода к вопросам экологии, развития территорий присутствия. Это требует современных технологических, управленческих решений, которые мы реализуем в рамках принятой в компании концепции "Умная медь", - отметил Всеволод Левин.
Таким образом, опыт медной отрасли указывает на возможность комплексного решения стратегических государственных задач - задач развития бизнеса, защиты экологии и развития территорий. На запросы государства, бизнеса и общества можно ответить при ответственном подходе и долгосрочном стратегическом планировании.