Открывать выставку приглашена постоянный секретарь Французской академии, автор книги "Ленин" Элен Каррер д Анкосс. На мой вопрос, какого рода вступительное слово ею планируется, прозвучат ли поздравления, отлично говорящая по-русски г-жа Каррер ответила: "Я скажу: смотрите на прошлое. Это самое главное. А поздравить с революцией - нет... Поздравить нужно с тем, что люди смотрят с открытыми глазами на прошлое и желают оценить и понять, что это было".
Руководитель Росархива и один из идеологов выставки Андрей Артизов декларативно отказывается выносить оценочные суждения относительно Ленина: зрители должны сами интерпретировать представленные документы; "это нормально и естественно. Сегодня мы с вами дожили до такого времени, когда можно так оценивать наше прошлое. Лишь бы кулаки не применяли..."
...Выставочное пространство - всего 300 кв. м; по правде сказать, для полноценной выставки о Ленине следовало бы забронировать если не Эрмитаж, то хотя бы Манеж. Среди семи сотен раритетов - мемориальных вещей, музейных предметов и документов (которые демонстрируются в подлинниках или - как переписка В.И. с Инессой Арманд - электронном формате) можно увидеть обручальные кольца Владимира Ильича и Надежды Константиновны (те самые, выплавленные в Шушенском из медных пятаков соседом Ульяновых ссыльным финном Оскаром Энгбергом); школьную золотую медаль с надписью "Преуспевающему" ( Ленин передал ее в Фонд голодающих Поволжья); книгу "Две тактики" с дарственной надписью попу Гапону (об отношениях которого с Лениным в советскую эпоху предпочитали не распространяться); ботинки, в которых Ленин вернулся из эмиграции (размер 39,5); тетрадочные листы с математическими упражнениями (987 умножить на 89 и т.п.), которые в 1922 г. Ленин проделывал вместе с Крупской для восстановления интеллектуальных способностей после инсульта; статуэтку обезьяны, подаренную Ленину Армандом Хаммером. И - кохинор в этой диадеме - испещренное энигматичными пиктограммами "Письмо тотемами", отправленное 12-летним Владимиром своему другу Б. Фармаковскому; это нечто вроде Фестского диска - объект, который так никогда и не был расшифрован.
Продолжение темы - в следующем номере "СОЮЗа": репортаж из домика в Минске, где 119 лет назад прошел I съезд РСДРП.
Историко-документальная выставка "Ленин"