По оценкам Российской гильдии пекарей и кондитеров, после прихода пекарен в нашу страну крупные производители хлеба потеряли в денежном выражении примерно 15 процентов рынка, в натуральном - 10. При этом количество пекарен растет как на дрожжах. Хорошо это? Да. Ведь у потребителей появился выбор: съесть французский багет или старый, привычный "Нарезной". Впрочем, по мнению экспертов, даже миниатюрные и милые, с домашней выпечкой пекарни могут оказаться не столь безобидными, как кажутся.
Пекарни, как правило, бывают двух видов. Например, в Санкт-Петербурге, который лидирует по числу пекарен (их там уже 600), популярны точки, продающие выпечку исключительно "на вынос". Такой формат удобен тем, кто хочет купить свежий хлеб к завтраку или перекусить по дороге на работу. Второй вариант: пекарня-кафе, где покупатель может не только взять покупку с собой, но и съесть ее на месте, с кофе или чаем. Таких больше всего в Москве, примерно 180 штук.
Одним из основных конкурентных преимуществ мини-пекарен можно назвать широкий ассортимент и возможность быстро реагировать на меняющийся спрос. Вполне естественно, что людям надоедает покупать один и тот же "Бородинский" или "Дарницкий". А пекарни готовы добавлять новые наименования едва ли не еженедельно.
Они могут подстраиваться под пожелания клиента - разнообразить начинку и способ приготовления, скажем, не только выпекать, но и жарить. Кроме того, классические сорта выпечки в пекарне ненамного дороже, чем в магазине. Другое дело, если речь идет об эксклюзивных рецептах. В этом случае цена килограммового каравая может достигать 550 рублей.
"Людям нравятся названия: "хлеб на натуральной закваске" или "багет ручной работы". Именно поэтому они скорее предпочтут хлеб из пекарни заводскому батону. Главное, чтобы на волне своей популярности частные производители не теряли в качестве, поскольку надзорным органам сложнее проконтролировать большое количество мелких предприятий, нежели несколько крупных хлебозаводов. Но все же главной оценкой качества будет выбор потребителем того или иного вида хлеба", - замечает глава Российской гильдии пекарей и кондитеров Юрий Кацнельсон.
И все-таки большую конкуренцию малый бизнес крупным хлебозаводам вряд ли составит: массовый дешевый продукт всегда найдет своего покупателя.
Тем не менее некоторые эксперты отмечают проблемы с расположением пекарен. Идеальный вариант - когда хлеб пекут в отдельном здании. Однако чаще всего такой бизнес занимает первые этажи жилых домов, иногда и с нарушением санитарных норм. Для нормальной работы нужно место, где формируется тесто, и отдельное - где моют овощи, обрабатывают мясо, делают фарш. К тому же пекарня - это еще и торговая точка. Поэтому в пекарнях надежнее покупать что-то максимально простое - выпеченный батон, например, и лучше вообще без какой-либо начинки.
При этом примерно треть всех пекарен по стране работает на так называемой "заморозке". Это полуфабрикаты - только поставь в печь и выпекай. Больше всего таких пекарен в крупных городах. Покупатели отличить "заморозку" от собственного хлеба вряд ли смогут, разве что по цене. Хлеб из полуфабрикатов примерно на 40 процентов дешевле своего "ручного" аналога.