С точки зрения географии участников - это противостояние Востока и Запада, точнее, Европы и России. С точки зрения внутренней географии спектаклей - противостояние столицы и глубинки. При этом авторов волнуют в основном две темы - вопрос гендера и национального самосознания.
Спектакль открытия - "Мышелов" Elledieffe-Teatro Elicantropo (Италия). В основе - пьеса Энцо Москати о землетрясении, которое в 1980 году произошло в Неаполе. Бесполое существо по имени Мышелов застряло и между обломками стен, и между гендерами. Из под гнета руин Мышелов рассказывает о гнете времени. На редком неаполитанском наречии. На нем написана пьеса, на нем говорит и герой. И он наводит дополнительный морок на поверья и видения, которые транслирует из тьмы слушателям.
Героиня спектакля из Германии "Сад Ильзы" обходится без слов. Вообще. Анна Пешке - автор, режиссер и актриса работает на поле невербальной коммуникации. Ревю скрещивает с научными экспериментами, а лагерь смерти - с кабаре. Таким образом исследует сексуальность и насилие, рассказывает о женщине-враче, работающей в концлагере. Прототип - Ильза Кох.
О женщине в застенках и спектакль "Тюремный психолог" из Лондона. Драматург Елена Исаева работала в жанре вербатим, материал собирала в колониях России и Франции. Главный профессиональный вопрос, который ставит перед собой героиня - где грань дозволенного и почему человек ее переступает? А главный человеческий, точнее женский вопрос - почему мужчины полигамны? У польской актрисы Катажины Хлебны другой вопрос - она разбирается с детоубийством. В диалог с Магдой Геббельс и Медеей вступает на равных, как мать. Выясняет, в какой реальности находились те, кто смог убить собственных детей.
Этот 10-ый фестиваль вообще очень женский. В большинстве спектаклей главные герои - женщины. И это очень жесткие и провокационные истории. В скопище женских судеб - проза жизни. Те немногие постановки, где главная роль отдана мужчине, совсем другие - они эстетские и поэтические. В них нет саморефлексии. О драме не человека, но сверхчеловека спектакль "Фауст. Ритуал" Антона Мозгалева.
Иосиф Бродский, герой спектакля "Жизнь есть товар на вынос" Игоря Пеховича, это поэт, бросающий вызов времени. А грузинский режиссер Левон Узунян поставил поэтическую фантазию в одном действии "Я - Николай Гумилев" об альтер эго Гумилева.
Закроет фестиваль самая зрелищная постановка - греческий актер и режиссер Йоргос Пантелеакис привезет спектакль "Одиссей. Красная рапсодия Х". Пантелакиас работает одновременно на разных уровнях. С точки зрения жанра - скрещивает физический театр с визуальным, спеццэффекты "насаживает" на жест. А с точки зрения формы - миксует "мертвый" язык древних греков с современным языком мультитехнологий. И в эту "крестовину" ставит своего Одиссея.
В Москве пройдет X Фестиваль моноспектаклей SOLO