29.09.2017 16:10
Происшествия

В ГИБДД рассказали о главных сезонных угрозах на дороге

Осень - сложная пора для автомобилистов. Дожди и первые заморозки, плохая видимость и высокая интенсивность движения - все эти факторы обостряют проблемы дорожной безопасности. В зоне риска оказываются не только водители. Как показывает официальная статистика Госавтоинспекции, в осенние месяцы возрастает количество наездов на пешеходов. В прошлом октябре произошло 5 811 подобных ДТП, при этом в июле и январе число наездов не превысило 4 000.
Читать на сайте RG.RU

Главной опасностью любого межсезонья является внезапная смена погодных условий, считает шеф-тренер по защитному вождению международного класса Владимир Бахарев: "Если на дождь водитель реагирует в лучшем случае включением дворников, то на изменение температуры до перехода через 0°C не реагирует никак. Даже небольшого минуса ночью достаточно, чтобы замёрзли лужи, в то время как резина осталась летняя, как и привычки вождения". На смену погоды необходимо реагировать в первую очередь коррекцией скоростного режима, а для этого нужно выезжать заблаговременно, учитывая пробки, которые осенью возрастают многократно. Важно следить за чистотой стёкол и зеркал, ведь чем больше грязи на улицах - тем больше её на автомобиле, тем меньше обзор и тем сложнее вовремя заметить человека на дороге.

Когда виноваты пешеходы

Нередко виновниками ДТП становятся сами пешеходы. Например, когда переходят дорогу вне пешеходного перехода, внезапно выходят на проезжую часть из-за укрытий или не обозначают себя на дороге в тёмное время суток. Последнее требование появилось в ПДД не так давно. 1 июля 2015 года вступили в силу поправки в п. 4.1, обязывающие всех, кто передвигается вдоль дороги в тёмное время суток или в условиях недостаточной видимости, пользоваться световозвращающими элементами. За нарушение предусмотрен штраф в размере 500 рублей.

Обновлённое правило касается передвижения вне населённого пункта, в остальных случаях оно носит рекомендательный характер. Однако защитный элемент необходим в любом месте, где недостаёт освещения. Этот факт подтверждают эксперименты со световозвращателями. По данным исследования экспертного центра "Движение без опасности", световозвращающие элементы обеспечивают видимость пешехода в дальнем свете фар на расстоянии до 400 метров, в то время как без них человек заметен в темноте лишь с расстояния в 60 метров. С учётом увеличения тормозного пути в непогоду разница может оказаться решающей. "За счёт преломления и отражения света от фар световозвращатель на пешеходе буквально вспыхивает в темноте", - отмечает Александр Жемулючкин, старший технический эксперт компании-производителя световозвращающих материалов.

Стандарты качества

Световозвращающие элементы бывают двух типов: съёмные аксессуары, например, браслеты, брелки, наклейки; и несъёмные, нашитые на ткань при производстве одежды. Не все светоотражатели одинаково эффективно работают. Надёжнее всего изделия жёлтого или белого цвета - у них выше коэффициент световозврата. Если элемент содержит рисунок, краска должна быть светопропускающей. Проверить фликер можно под лучом обычного фонарика: элемент должен ярко светиться под любым углом.

Долгое время в вопросах выбора качественного изделия, покупателям приходилось полагаться только на себя. Однако в этом году появился государственный стандарт - ГОСТ Р 57422-2017 "Световозвращающие элементы и изделия для пешеходов и других участников дорожного движения". ГОСТ устанавливает минимальные значения коэффициента световозвращения, необходимые для обеспечения видимости пешехода, а также требования по устойчивости элементов к воздействиям температур, осадков и других внешних факторов.

Доступная защита

Эксперты надеются, что четкие стандарты позволят участникам дорожного движения лучше ориентироваться при выборе световозвращателя для себя и своих детей. Но помимо качества, есть ещё и проблема доступности светящихся аксессуаров. "Важно, чтобы различные браслеты и значки, светящиеся в темноте, продавались на автобусных остановках, в билетных кассах и даже в продуктовых магазинах, -  подчеркнула президент экспертного центра "Движение без опасности" Наталья Агре. - Учитывая короткий световой день большую часть года, сложные погодные условия и низкий уровень освещенности даже в крупных городах, мы обязаны обеспечить видимость детей на дороге".

Как показал недавний опрос ВЦИОМ, 30% россиян не предпринимают никаких дополнительных мер, чтобы обезопасить своего ребёнка при плохой видимости на дорогах. К собственной безопасности так относятся 58% опрошенных. Беспечность обходится дорого. "Общее число погибших пешеходов на переходах нам удается снижать, - рассказал заместитель Руководителья российской Госавтоинспекции Владимир Кузин. - Но есть еще и проблема безопасности пешеходов вне пешеходных переходов. А их сегодня гибнет примерно две трети из общего числа погибших пешеходов. Как правило, такие наезды совершаются в условиях недостаточной освещенности, отсутствия пешеходной дорожки, тротуаров. В основном это проблема загородных дорог. Поэтому использование световозвращающих элементов приобретает для нас все большую значимость. И не только с точки зрения детей, но и с точки зрения взрослых".

Осознать важность

Госавтоинспекция России непрерывно работает над тем, чтобы поведение каждого участника дорожного движения способствовало общей безопасности. Сотрудники Госавтоинспекции МВД регулярно посещают образовательные и социальные учреждения, работают с различными категориями населения.  Проводятся масштабные акции. Так, акция "Засветись", прошедшая этой весной, охватила свыше 12 000 школьников.

В рамках Федеральной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах" по всей стране реализуются социальные кампании, привлекающие внимание к разным аспектам дорожной безопасности: культуре вождения, детской безопасности и использованию автокресел, соблюдению скоростного режима и правильной дистанции на дороге. В конце августа завершилась масштабная социальная кампания "Навстречу безопасности", которая проводилась Госавтоинспекцией совместно с экспертным центром "Движение без опасности". Участие в мероприятиях проекта приняли свыше 23 000 человек. Организаторы напомнили им основы ПДД для всех участников дорожного движения и рассказали о важности использования световозвращающих элементов, которые помогают спасти жизнь.

"Сложности перехода" - ещё одна кампания, реализованная при поддержке Российского союза автостраховщиков (РСА). Госавтоинспекцией МВД при поддержке экспертного центра "Движение без опасности". В ходе этого проекта организаторы раздали россиянам тысячи светящихся аксессуаров для безопасного перехода дороги и движения вдоль обочины в условиях плохой видимости и объяснили, почему их необходимо использовать и как это правильно делать.

Работа по привлечению внимания населения к проблемам дорожной безопасности не носит сезонного характера и ведётся круглый год. Но есть периоды, когда и водителям и пешеходам стоит быть особенно осторожными на дороге. Как показывает статистика ГИБДД, осеннее межсезонье именно такое время.

Материал подготовлен в рамках
Федеральной целевой программы
"Повышение безопасности дорожного
движения в 2013-2020 годах"
.

ДТП