К такому выводу пришли эксперты "ФинЭкспертизы", проанализировав ситуацию на российских курортах и зарубежный опыт. Этот отчет есть в распоряжении "РГ". Но что важно. Исследователи особо подчеркивают: необходимо разработать такие механизмы, чтобы не доставлять неудобств ни отдыхающим, ни жителям курорта, для которых сдача частного жилья является зачастую единственным источником дохода".
Со следующего курортного сезона, который в нашей стране стартует с мая, отдыхающих в Крыму, Алтайском, Краснодарском и Ставропольском краях могут обязать платить за каждый день пребывания на курорте. Точный размер сбора для каждого региона еще не определен. Это может быть сумма от 50 до 100 рублей с человека. Платить будут все туристы старше 18 лет, пребывающие на отдыхе более 24 часов. Но только те, которые останавливаются в здравницах или гостиницах, так как по закону взимать курортный сбор могут только юрлица или индивидуальные предприниматели.
Двухнедельное проживание для семьи с любым количеством несовершеннолетних детей обойдется в 2800 рублей. Все собранные средства направят на развитие туристической инфраструктуры, к которой относятся объекты лечебно-оздоровительного, спортивного, социально-культурного и рекреационного назначения, включая леса, парки, пляжи и набережные.
Учитывая загрузку номерного фонда, наибольшие выгоды от его введения может получить бюджет Краснодарского края - более пяти миллиардов рублей. Если сбор заплатят все туристы, вне зависимости от места размещения, дополнительные доходы края составят 14,6 миллиарда. "Но в любом случае, - подчеркивает генеральный директор "ФинЭкспертизы" Нина Козлова, - люди должны видеть значительные изменения в качестве инфраструктуры". И это, пожалуй, самое главное.
Об этом говорит и проректор Финансового университета при правительстве РФ Алексей Зубец: "Для граждан курортный сбор вряд ли станет слишком большой статьей расходов при планировании отдыха, даже если брать будут и на частном секторе. Зато есть надежда, что начнет улучшаться качество отдыха в городах-курортах. Часть денег должно пойти на повышение комфортности дорог, строительство пешеходных переходов в зонах туристической активности, чего сегодня очень недостает".
Есть и скептики. Роман Алехин, руководитель маркетингового агентства, советует не торопиться расширять зону действия сбора, чтобы не отпугнуть туристов, ведь уже сейчас часто дешевле съездить в Турцию, а уровень сервиса там значительно выше. "Можно получить обратный эффект, - предупреждает эксперт. - Самым лучшим способом улучшить инфраструктуру и повысить популярность российских курортов является привлечение на них как можно большего количества туристов, а не введение дополнительных трат".
Декан Высшей школы маркетинга и развития бизнеса НИУ ВШЭ Татьяна Комиссарова задается вопросами, останутся ли собранные средства в регионах и будут ли четко описаны статьи, на что эти деньги можно потратить. "Если на оба вопроса мы получаем ответы "да", то было бы здорово, чтобы появилась статья в региональном бюджете "Повышение привлекательности региона для туристов". Дальше дело техники, инвестируем в привлечение туристов - получаем больше средств", - добавляет Комисарова.