История началась в 2010 году. Тогда предприимчивый пермяк Андрей Портнов получил участок земли в микрорайоне Голованово под индивидуальное жилищное строительство. Он имел право возвести там коттедж или обыкновенную избу из бревен. Но Портнов решил заработать денег. И построил трехэтажный жилой дом на 15 квартир. И вскоре, после окончания всех работ, выставил жилье на продажу. Покупатели нашлись быстро. Условия были приемлемые, и люди квартиры разобрали. То, что на свежевыстроенное строение нет никаких документов, их не обеспокоило. К тому же хозяин заверял, что "все на мази", "все согласовано", "все будет"...
Всего владельцами новых квартир стали девять человек, уплативших Портнову более восьми миллионов рублей. Поскольку в большинстве своем это народ небогатый, они отдали за жилье все свои сбережения. Однако неожиданно местные власти вскоре начали кампанию по признанию дома незаконной постройкой. Хотя, как сейчас отмечают многие, возводить здание, заметно отличавшееся от коттеджа на одну семью, Портнову никто не мешал.
Как сообщили в администрации Перми, в октябре 2013 года Орджоникидзевский суд признал дом самовольной постройкой, подлежащей сносу. Основанием для этого стало то, что здание является многоквартирным, но построено на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства. При его возведении не проводились ни государственный строительный надзор, ни соответствующая экспертиза.
Начались разбирательства, и шли они довольно долго. Первым их итогом стал суд над Портновым. Его признали виновным в мошенничестве, причем в особо крупном размере. Потерпевшими стали те самые девять покупателей квартир. В мае 2016 года застройщику дали пять лет лишения свободы и назначили штраф в сумме 300 тысяч рублей. Одновременно суд наложил арест на имущество Портнова на сумму свыше девяти миллионов рублей. Это сделано, чтобы возместить ущерб покупателям квартир. Только ни денег, ни ликвидного имущества у предприимчивого строителя пока не обнаружено.
А злосчастный дом был окончательно признан самостроем, и суд обязал муниципальные власти его снести. Решение вступило в законную силу и приставы приступили к сносу дома. Дома нет. А вопросы остались. "Как можно не по закону построить, оформить и продать, но по закону снести?" - пишут пермяки в соцсетях. "Строился дом не за ночь. Почему довели до заселения?" "Лучше бы начали с торговых центров, самовольно возведенных в Перми. Но жилое - сносить легче?"
Самый яркий пример - недострой в центре города на улице Попова. Здесь возведен бетонный каркас и на этом работы остановлены, так как здание признано по суду самовольной постройкой. Но сносить его никто не спешит. Хотя после судебного решения прошло около пяти лет.