03.10.2017 12:20
Экономика

Эксперты предложили доработать закон об энергосбережении

Закон об энергосбережении необходимо доработать
Текст:  Леонид Григорьев
Российская газета - Спецвыпуск: Энергетика №223 (7389)
Закон "Об энергосбережении..." вызывает среди специалистов противоречивые мнения. Представители структур, так или иначе связанных с регуляторами, считают его в целом работоспособным и сбалансированным. Независимые эксперты находят в нем ряд недочетов.
Читать на сайте RG.RU

Директор по инновациям Российского энергетического агентства (РЭА) Минэнерго России Алексей Конев заявил "РГ", что сегодня очень живо обсуждается необходимость создания единой системы управления энергосбережением и повышением энергоэффективности. Системный подход предполагает определение обоснованных целевых показателей и их "каскадирование" на всех участниках процесса, четкую регламентацию и разграничение функций, порядок взаимодействия и инфоробмена, меры стимулирования и мотивации, мониторинг и контроль, мероприятия по достижению установленных целей. Реально действующая система обеспечивает непрерывный цикл постоянных улучшений. Если этого не происходит, система управления нуждается в настройке.

Во Франции прошел шестой саммит премии "Глобальная энергия"

"На мой взгляд, единой методической и организационной основой для создания единой системы управления энергосбережением и повышением энергоэффективности может стать международный (и соответствующий ему национальный) стандарт по энергетическому менеджменту ИСО 50001, - сообщил Конев. - Он вобрал лучшую мировую практику управления в сфере энергосбережения и энергоэффективности, внедряется в энергетических компаниях, на промышленных предприятиях, в региональных органах власти. Поскольку подтвердил свою эффективность как действенный инструмент повышения операционной эффективности и снижения издержек. Применение ИСО 50001 формирует основу для реализации успешных проектов в технологической сфере".

Эксперт в сфере энергетики Леонид Хазанов подчеркнул, что закон имеет ряд недостатков, которые тормозят его реализацию на практике. Например, что касается энергосервисного контракта, сулящего заказчику повышение энергоэффективности без капвложений. Однако в реальности затруднительно подсчитать экономию, к тому же возникает риск необъективности оценки: ведь на величину энергопотребления влияет масса факторов, начиная от количества теплых дней в году и заканчивая числом используемых электроприборов.

"Причем для металлургического завода сделать точную оценку энергосбережения гораздо сложнее, чем для жилого дома, - отметил он. - К тому же учесть экономию энергоресурсов в балансе предприятия нельзя, поскольку в нем нет такой строки. Можно, конечно, отнести затраты на энергоресурсы на себестоимость продукции, но тогда в случае их экономии появляется дополнительная прибыль, которая, естественно, должна облагаться налогом. Услуги же энергосервисных компаний облагаются не только налогом на прибыль, но и НДС. В итоге энергосервисный контракт получается не только сложным для практического претворения, но и дорогим".

Эксперт Аналитического центра при правительстве РФ Евгений Гашо заявил "РГ", что изначально закон опирался на искаженную картину "неэффективности" и поэтому использовал неработоспособные инструменты и механизмы. "Сейчас, когда используются сотни тысяч приборов учета, видно, что наши дома "хуже" финских не в 5 раз, а в 1,3-1,4 раза. Энергоемкость в промышленности отстает не в 3, а в полтора раза, да и то не везде, - подчеркнул он. - Москва, к примеру, потребляет энергии в целом почти в два раза меньше, чем теплая Бельгия (с таким же 11 миллионным населением). Все надо делать заново, на других принципах и подходах, с учетом российской инженерной школы - вот в чем урок этих лет так называемой "энергетической политики".

Количество проектов "зеленой" энергии в России растет

Руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник уверен, что сегодня энергетическая отрасль не готова к комплексному инновационному прорыву. Во-первых, остро стоит вопрос платежной дисциплины в электроэнергетике, поэтому нет устойчивого притока инвестиций. Во-вторых, до конца не оформлены правила игры на рынке мощности. В-третьих, масса непониманий у бизнеса в системе тарифообразования.

Советник гендиректора компании "Открытие Брокер" Сергей Хестанов отметил, что главная причина пробуксовки закона - отсутствие денег у муниципалитетов. В таких условиях им проще требовать субсидий, чем финансировать меры по повышению энергоэффективности. Муниципалитеты понимают, что после роста энергоэффективности их финансирование снизится. И не торопятся энергоконтракты подписывать.

Энергетика