В Свердловской области это самый громкий процесс по привлечению дорожных строителей к устранению собственных недоработок. Судебные разбирательства между тагильской администрацией и компанией длятся с 2014 года, когда стало очевидно, что уложенный асфальт через полгода "сошел вместе со снегом".
Муниципальный контракт на масштабную реконструкцию дорог Нижнего Тагила строительное управление одного из небольших городов области выиграло в 2013 году. Предприятие должно было привести в порядок дорожное покрытие 24 улиц. Контракт на сумму более 680 миллионов рублей предполагал гарантийное устранение появившихся после ремонта недостатков в течение 4-8 лет в зависимости от вида работ. Само стройуправление дорожным ремонтом заниматься не стало - выступило в роли генерального подрядчика, получив определенный процент от суммы договора. Непосредственно дорожные работы выполняли субподрядчики - две компании.
Результаты их усилий жители города оценили уже следующей весной. На сайте общественного движения "Тагил без ям" появились десятки фотографий рассыпающегося полотна с законным вопросом: куда канули бюджетные миллионы? В мэрии экстренно создали специальную комиссию, которая осмотрела объекты и пришла к неутешительным выводам: из 24-х недавно покрытых асфальтом дорог 20 (83 процента) оказались в неудовлетворительном состоянии и срочно требовали нового ремонта. Основные претензии - трещины, колеи, выбоины, шелушение верхнего слоя.
Попытка договориться с исполнителями по-хорошему провалилась. Строители настаивали, что все сделали отлично, а испортили картину холодная зима и "неправильная эксплуатация дорог в городе". В 2014 году администрация Нижнего Тагила попыталась взыскать с генподрядчика за некачественный ремонт штраф в размере 150 миллионов рублей (примерно в такую сумму были оценены затраты на ликвидацию дефектов, ведь дороги пришлось заново закатывать за счет бюджета). Суд в иске отказал, основываясь на процессуальных нарушениях: осмотр дорог и составление дефектных ведомостей проводились в отсутствие подрядчика.
Как предполагают эксперты, главной проблемой для заказчика стало то, что победившая в конкурсе и "гарантирующая качество" компания непосредственно не участвовала в выполнении работ, а нанятые ею субподрядчики таких обязательств не имели. Расплачиваться за чужие грехи победитель конкурса не хотел.
В мае 2016 года мэрия подала новый иск, в котором уже требовала не возмещения убытков, а проведения гарантийного ремонта. На этот раз чиновники собрали солидный доказательный пакет. В частности, были проведены две независимые экспертизы - Научно-исследовательским институтом безопасности движения Уральского государственного лесотехнического университета и Торгово-промышленной палатой Нижнего Тагила. Документы послужили основанием для вынесения судом в октябре 2017-го решения о выполнении субподрядчиком гарантийных обязательств. На устранение недоделок дается 30 дней, если, конечно, ответчик не обжалует решение.