Жизнь Сила резко меняется после того, как его вербует агент ЦРУ Шафер (Донал Глисон). Теперь он на небольшом самолете в тайне от всех возит в Панаму секретную документацию для ставленника американцев полковника Норьеги. Однако в ЦРУ никто и предположить не может, что вскоре Сил станет слугой двух господ. В Латинской Америке на пилота выходит банда начинающих колумбийских наркобаронов во главе с Васкесом Очоа и Пабло Эскобаром. И маршрут Сила тут же приобретает замысловатые черты - с донесениями ЦРУ он прибывает в Панаму, оттуда летит в Колумбию, где его самолет загружают несколькими сотнями килограммов чистейшего кокаина, который он сбрасывает специально обученным людям в Луизиане. Вскоре Рейган решает вооружить "контрас" - повстанцев, воюющих с просоветской властью в Никарагуа. Возить им оружие предстоит Силу, который сказочно богатеет - настолько, что в попытке легализовать свои миллионы он на корню скупает весь бизнес в крошечном городке, где живет вместе с женой и детьми. Одна беда - деньги все равно некуда складывать, и они вываливаются на героев фильма из каждого шкафа.
Фильм "Сделано в Америке" основан на биографии реального человека. И как это часто бывает, подлинная история закручена настолько лихо, что никакой художественный вымысел с ней рядом не стоял. Далеко не всегда смотришь двухчасовой фильм так, чтобы за 20 минут до финала даже представить было невозможно, чем он закончится. "Сделано в Америке" - как раз такой фильм. Барри Сил - действительно невероятной судьбы человек, который был одновременно и агентом ЦРУ, и контрабандистом. Даг Лайман, известный по фильмам "Мистер и миссис Смит" и "Грань будущего" делает уморительно смешную комедию пополам с сатирическим памфлетом.
Барри Сил в исполнении Круза - едва ли не самый впечатляющий антигерой нынешнего киногода. Лайман и Круз делают Сила обаятельным трикстером; отличным, в сущности, парнем, для которого главным стимулом авантюрной деятельности становится не столько жадность, сколько желание, скажем так, повертеть весь мир. Ирония в том, что все вокруг думают, что это они используют Сила - тогда как на самом деле именно он оказывается умнее и изворотливее любого своего визави, будь то окружной прокурор, влиятельный агент ЦРУ или даже президент США. В фильме постоянно мелькают реальные исторические фигуры - Никсон, Рейган, Буш-младший... Фоном служит внешнеполитическая деятельность США в странах Латинской Америки, и эту историю мы наблюдаем с позиции жизнерадостного миллионера Сила, которому, кажется, совсем чужда рефлексия.
Большая История глазами маленького человека - где-то мы это уже видели, не так ли? Так и есть: "Сделано в Америке" - двоюродный брат "Форреста Гампа". Но если "Форрест" был духоподъемной патриотической драмой, сладким лекарством от всех посттравматических американских шоков XX века, то "Сделано в Америке" - фильм, демонстрирующий недавнюю историю Америки в предельно циничном и критическом ключе. Описывая методы работы спецслужб и политических ведомств, Лайман срывается на сардоническую интонацию. Фильм чем ближе к финалу, тем больше превращается в уморительное и злое повествование о том, как имперские амбиции Соединенных Штатов в лучшем случае оборачивались хаосом, а в худшем - полной катастрофой. Показателен, например, эпизод с никарагуанскими "контрас". После того как поставки вооружения коренным образом не переломили расклад сил в стране, чья-то "светлая" голова в правительстве решила организовать тренировочные лагеря латиноамериканских головорезов на бескрайних просторах поместья Барри Сила в американской глуши; и разумеется, выбравшись со своей горячо любимой родины, те растворились на просторах США и думать забыли про гражданскую войну.
Несколько серьезных обвинений, которые картина Лаймана бросает государству, будут, думается, открытием для широкой публики как у нас, так и в США. "Сделано в Америке", среди прочего, прямым текстом сообщает о том, что Пабло Эскобар - нечаянное создание ЦРУ, благодаря которому наркобарон получил доступ к деньгам и оружию. И что демократическая упаковка и история про разделение властей - красивая легенда для самых наивных. Этот фильм предельно четко показывает - когда надо, и в США действует "телефонное право", благодаря которому сухим из воды может выйти самый отъявленный преступник.
В дни, когда США передумали заниматься исключительно своими проблемами и вновь не прочь вмешаться в ситуацию в очередной "банановой республике", фильм Лаймана служит прекрасной иллюстрацией того, чем это обычно заканчивается. Но главное, не скатывается в нравоучительную дидактику - оставаясь блестящей остросюжетной комедией.
Кадры из фильма "Сделано в Америке"