Алексей Владимирович, на какой стадии сейчас находятся проекты документов? Можно ли ожидать их принятия до конца 2017 года?
Алексей Федоров: Поправки о легализации продажи лекарственных препаратов дистанционным способом с большой долей вероятности будут приняты до конца года. И это вопрос не только экономической целесообразности и развития отрасли электронной торговли, но и обеспечения жителей нашей протяженной страны необходимыми лекарствами. Не секрет, что сегодня в Москве или Санкт-Петербурге проблем с покупкой лекарств нет - нужно лишь доехать до аптеки. Однако в регионах, особенно отдаленных и малонаселенных, это до сих пор проблема. Сегодня растет популярность интернет-сервисов, на которых можно заказать лекарство и затем получить его в какой-либо аптеке. Это не нарушает действующее законодательство, но по сути такая схема является дистанционной торговлей. Растет и частота покупок лекарств за рубежом с доставкой курьерскими службами либо почтой. Российский потребитель, в соответствии с Концепцией ответственного самолечения, консультируясь с фармацевтом в аптеке, вправе сам определять, каким препаратом он будет лечиться. Конечно, эта схема касается только безрецептурных препаратов.
Каковы наиболее дискуссионные моменты нового регулирования? Что вызывает у экспертов наибольшие опасения?
Алексей Федоров: Сегодня потребитель при покупке лекарств в розничной точке общается непосредственно с фармацевтом, который консультирует его о способах приема и хранения препарата, побочных эффектах, взаимодействии с другими лекарствами и т. д. В случае дистанционной продажи это звено исключается из цепочки, и покупатель может не получить необходимые сведения, что делает вероятной ошибку в выборе препарата. Есть и другой аспект. Если дистанционная продажа будет разрешена и отпускать лекарства будет человек без медицинского образования (например, курьер), возникает вопрос: почему в аптеках лекарства должны продавать специально обученные работники? Наконец, третий вопрос: смогут ли курьерские службы обеспечить все правила перевозки лекарств? Ведь многие из них необходимо перевозить с соблюдением "холодовой цепочки", то есть особых температурных условий, другие нельзя подвергать тряске и т. д.
Какие группы препаратов планируется разрешить к дистанционной торговле и на каких условиях?
Алексей Федоров: Сейчас планируется разрешить продажи только безрецептурных препаратов. Мы считаем, что рецептурные лекарства также могут продаваться через Интернет. Во-первых, для удобства пациентов, которым часто нужно одновременно купить разные препараты. Во-вторых, контроль за выдачей лекарств по рецептам в Интернете сможет быть не менее тщательным, нежели в аптечных учреждениях. А электронная торговля позволяет использовать несколько степеней защиты данных, в то время как бумажный рецепт можно при желании тоже подделать. Уже сегодня вводится система идентификации каждой упаковки препарата и электронных рецептов. Она позволит аптеке получать рецепт в электронном виде и продать именно ту упаковку, которая была выписана. Сейчас идет пилотный проект по маркировке лекарств.
Какие специалисты, с каким образованием будут допущены к дистанционному консультированию при заказе и доставке лекарств потребителям?
Алексей Федоров: Одно из предложений бизнеса - создать специализированные колл-центры, в которых будут работать операторы с медицинским или фармацевтическим образованием. Сейчас по закону отпускать лекарства в аптеке могут провизор, фармацевт, медсестра либо врач. Логично, что при заказе препаратов онлайн консультировать потребителей должны также люди этих профессий. Доставлять же завершенные и подтвержденные заказы покупателям возможно смогут обычные курьеры. Дистанционная продажа лекарств неразрывно связана с телемедициной. Фонд ИРИ, который занимается развитием телемедицины в России, разработал проект дистанционного обследования и продажи лекарственных препаратов. Его принцип таков: потребитель приходит на сайт ЛПУ, описывает свои симптомы заболевания, заполняет подробную анкету и информацию о лекарстве, которое ему нужно. Если препарат безрецептурный, то его доставят сразу же. Если же лекарство требует рецепта или согласования, то анкета пациента направляется к врачу для проверки диагноза и документов. Врач связывается с пациентом любым удобным способом, при необходимости назначает консультацию, выписывает рецепт и направляет его в аптеку для доставки лекарства.
Возможна ли будет досудебная блокировка сайтов при выявлении нарушений?
Алексей Федоров: Досудебная блокировка интернет-магазинов, не соблюдающих требования законодательства, необходима в обязательном порядке. И этот механизм должен быть очень оперативным, поскольку речь идет о здоровье и жизни людей. После первой же ситуации нарушения законодательства или выявления факта мошенничества, сайты должны мгновенно блокироваться. АКИТ всячески способствует этому, но на это уходит до двух недель, а иногда и больше. В течение этого времени сайт продолжает работать, обманывая людей. В случае с лекарствами такая ситуация недопустима, ведь порой на таких ресурсах люди тратят свои последние деньги, потому что на здоровье, как правило, никто не экономит.
Каким образом будет регулироваться взаимодействие аптек с интернет-агрегаторами?
Алексей Федоров: Площадки-агрегаторы должны соблюдать те же требования, что и обычные интернет-магазины, как того требует Закон "О товарных агрегаторах". И если агрегатор захочет торговать лекарствами, он должен получить лицензию на их продажу и попасть в реестр.
Получат ли аптеки право создавать мобильные приложения для дистанционного заказа ЛП?
Алексей Федоров: Интернет-аптеки, соответствующие всем требованиям законодательства, смогут пользоваться всем маркетинговым инструментарием для продвижения бизнеса, который сочтут полезным. В том числе и создавать мобильные приложения. Сегодня это такая же витрина, как и интернет-сайт.