Подобная служба могла бы появиться на базе уже существующих уголовно-исполнительных инспекций Федеральной службы исполнения наказания. Должна ли она при этом остаться в структуре тюремного ведомства или превратиться в отдельное ведомство, вопрос дискуссионный. Более реалистичным выглядит первый вариант. Вряд ли есть необходимость создавать еще одно ведомство с людьми в погонах.
Впрочем, в последнее время разговоры о создании службы пробации несколько стихли. Причины прозаичны: для этого потребовалось бы расширять штаты и увеличивать финансирование. Поэтому тема как минимум отложена. Но вряд ли стоит ее совсем списывать в архив: вопрос социальной помощи бывшим заключенным очень важен. Ведь часто вчерашние сидельцы попадают в замкнутый круг: на работу никто не берет, жить негде, податься можно только к бывшим дружкам. А это новые преступления и следующий срок. Сам же по себе запрет на выпивку не сделает из побывавших в тюрьме людей законопослушных членов общества.
Но контроль за освободившимися из колоний конечно, нужен, и он налажен. Заключенный, выпущенный из казенного дома, может попасть либо под опеку уголовно-исполнительной инспекции, либо под надзор полиции. Все зависит от того, на каких условиях вышел человек. Например, его могут отпустить условно-досрочно. Тогда бывшим заключенным занимается уголовно-исполнительная инспекция.
"При условно-досрочном освобождении суд вправе наложить на освобожденного обязанности периодически отмечаться в уголовно-исполнительной инспекции (например, раз в две недели), не нарушать общественного порядка, за которое может быть наложено административное взыскание, не уклоняться от назначенных ему принудительных мер медицинского характера, ну и конечно, не совершать преступлений, - говорит адвокат Юрий Коршунов. - Лицо, употребляющее наркотики и алкоголь, не сможет всего этого выполнить, в любом случае допустит какое-либо нарушение, поэтому в прямом запрете не употреблять алкоголь и наркотики нет никакого смысла".
Если же осужденный выходит из колонии по окончании срока, суд может установить над ним административный надзор на какое-то время. Тогда человек будет находиться под контролем полиции. Более того, суд может наложить на человека какие-то определенные запреты. Например, как недавно пояснил Верховный суд России, если осужденный совершил преступление в пьяном виде, то при административном надзоре ему могут запретить посещать питейные заведения. А футбольным фанатам, осужденным за драки на стадионах, могут после освобождения закрыть вход на трибуны.
Тотальные же запреты на употребление алкоголя, а тем более пользования Интернетом, по мнению экспертов, неразумны.
"Полагаю, что английская инициатива для России абсолютно неприемлема. Запрет экс-заключенным, находящимся под административным надзором, употреблять алкоголь, является бессмысленным, - говорит советник Федеральной палаты адвокатов Нвер Гаспарян. - Если поднадзорное лицо, находясь у себя дома, выпьет спиртное в ограниченных пределах на Новый год либо на день рождения членов своей семьи, то никакого вреда от этого не будет. Кроме этого, представляется невозможным осуществление контроля за данными лицами со стороны органа внутренних дел, ведь антиалкогольных электронных браслетов пока не изобрели".
С ним согласен и доцент кафедры уголовно-процессуального права Московского государственного юридического университета Сергей Насонов. "Российское законодательство не предусматривает для лиц, освободившихся из мест лишения свободы, запрета пользования Интернетом либо употребления алкогольных напитков. Представляется, что эта мера (в случае предложений ее введения) будет явно избыточной, не будет соответствовать природе административных ограничений и будет представлять собой непропорциональное вторжение в частную жизнь лица, отбывшего наказание", - сказал он.