Сейчас несколько миллионов наших граждан, пребывающих за рубежом по долгосрочным визам или видам на жительство, считаются валютными резидентами России, если в течение года хотя бы на день заглянули в страну. Как валютные резиденты, они, в частности, обязаны проводить большинство доходов только через счета в банках, уполномоченных Банком России.
Законопроект освобождает граждан от обязанности уведомлять налоговиков об открытии счета за рубежом, давать отчет о проводках по нему, а также отменяет ограничения на операции с такими счетами, если резиденты проведут за пределами страны более 183 дней в году, независимо от количества въездов в Россию в этот период. Для первого перевода денег из уполномоченного банка в иностранный банк справка о том, что российские налоговики знают об открытии счета, также будет не нужна.
На счет в обычном иностранном банке резидентам разрешат зачислять деньги от проданных за рубежом транспортных средств и недвижимости. Наконец, законопроект прямо разрешает резидентам расплачиваться в России картами, выданными иностранными банками.
Поправки в Закон "О валютном регулировании и валютном контроле" Минфин представил больше года назад, они вызвали неоднозначную реакцию. Доработанная версия согласована всеми ведомствами. Поправки увязаны со вступающим в силу с начала следующего года автоматическим обменом информацией между налоговиками разных стран, вступление законопроекта в силу также намечено на 1 января 2018 года.
"Законопроект заметно улучшен при доработке, например, сближение ограничений валютного резидентства с налоговым резидентством - понятное гражданам и бизнесу решение, и очень хорошо, что разница этих механизмов, наконец, признана, по сути, надуманной, - отметил ведущий юрист "Пепеляев Групп" Петр Попов. - К сожалению, такая мера запоздала на годы и всего лишь устраняет ранее созданную искусственную проблему".
При разработке законопроекта представители ведомств задавали вопрос: какие еще операции включить в "белый" список платежей, которые резидентам можно зачислять на иностранный банковский счет. Но вопрос должен стоять не так, считает Попов: нужно ли вообще ограничивать зарубежные платежи, если при автоматизированном обмене информацией российские налоговые органы в любом случае получат возможность взыскивать причитающиеся налоги? Ответ, полагает он, напрашивается сам собой. Сильному и современному государству нужны не ограничения платежного оборота "на всякий случай" (большинство из них останется и при принятии законопроекта), а эффективные инструменты получения информации, позволяющие бороться непосредственно с реальными проблемами, такими, как отмывание денежных средств, заключает юрист.