- Смотрите, какую занятную картинку на телефон снял: куропатки гуляют по территории нашего производственного комплекса, ровно куры на сельском подворье. Вот блок труб - под ним, случается, птицы гнезда вьют. Представьте: выходит из-под труб мамаша-куропатка с выводком и, не обращая внимания на людей, следует по своим делам. Зимой песцы, лисы в гости забегают. Присутствие в промзоне представителей арктической фауны, конечно, не нормативный показатель экологического состояния, но очевидно, что при высокой загрязненности почвы и воздуха живность обходила бы нас стороной, - рассуждает бессменный начальник газового промысла № 9 (ГП-9) "Газпром добыча Ямбург" Асгат Файзулин.
"Девятка" запущена 11 лет назад и обеспечивает около трети всей годовой добычи на Ямбурге. Объекты комплексной подготовки газа отличаются технологической продуманностью: здесь внедрены лучшие инженерные решения и научные разработки Газпрома. Познакомив с ними, Асгат Файзулин приглашает нас в вахтовку: "Поедем на куст скважин. Есть на что взглянуть". По дороге рассказывает:
- Наверное, пейзаж за окном машины можно назвать индустриальным: тундру разрезают ЛЭП, трубопроводы, дороги. Но за ними, сравнительно рядом, - оленьи пастбища: коренные ямальцы не порывают с традиционным укладом жизни. Мы поддерживаем с ними добрососедские отношения, не отгораживаемся. Кочевники во время перегона животных ведут их по пандусам - специально устроенным переходам через транспортные коммуникации.
Подъезжаем к кусту - группе скважин.
- Обратите внимание: сюда не идет ЛЭП, хотя электроэнергия для работы скважин необходима. Ее генерируют автономные источники. Без них пришлось бы отводить полосу отчуждения для строительства линии, нарушать очень ранимый тундровый покров, что крайне нежелательно, - поясняет наш проводник.
Разглядели энергоисточники, когда выбрались из салона вездехода и подошли к довольно высокой металлической конструкции. Наверху небольшой ветряк, под ним пластины солнечных батарей. Есть еще термогенератор. Все вместе они обеспечивают непрерывное питание телеметрического узла. От него информация о параметрах работы скважин поступает посредством радиосвязи на диспетчерский пульт. Так называемая кустовая телеметрия - элемент интеллектуальной информационно-управляющей системы, настроенной на автоматическое регулирование оптимального и безопасного режима добычи.
Вода для производственных и питьевых нужд газового промысла № 9 берется в озере Харвутинском - одном их самых красивых на Тазовском полуострове. Водозабор Ямбурга, головного вахтового поселка "Газпром добыча Ямбург", где живут пять-шесть тысяч человек, находится на берегу Обской губы. За качеством воды, ее очистки и утилизации здесь и на отдаленных промыслах следят сотрудники лаборатории экологического анализа инженерно-технического центра компании. А еще в ходе поездки на месторождение довелось наблюдать за взятием проб из скромного озерца, которое газовики никоим образом не эксплуатируют.
- Чем вызван интерес к нему? - спрашиваю лаборанта химического анализа Жанну Заруцкую.
- Близ водозабора находится база ГСМ, мы ведем наблюдения, чтобы в случае малейшего техногенного загрязнения оперативно справиться с проблемой. А за эталон качества как раз берем озеро, лежащее вдали от промышленной инфраструктуры и в хозяйственных целях не используемое, - поясняет Жанна.
- Каково состояние Харвутинского?
- У него на протяжении многих лет стабильно хорошие показатели. Не только по характеристикам воды, объем которой, к слову, не уменьшается. У Харвутинского богатая по меркам Заполярья береговая растительность, здесь сформировался особый микромир животных. Я в прошлом преподаватель биологии, так что с любопытством за ним наблюдаю и с радостью вижу: этот уголок природы остается неизменным.
- Но уж морской-то залив, подозреваю, чистотой не отличается?
- Экосистема Обской губы, судя по результатам исследований проб, уверенно справляется с нагрузкой. Концентрации веществ в контролируемой нами акватории соответствуют нормативам, с превышением ПДК не сталкивались. Помните, какую тревогу вызвала весной у северян новость о массовой гибели рыбы на одном из участков залива? Сразу несколько групп экологов, включая представителей нашей службы, провели самостоятельные расследования и пришли к единому выводу: причиной послужил замор рыбы из-за дефицита кислорода на мелководье в условиях суровой зимы. Такое здесь неоднократно случалось, в том числе и в годы отсутствия в регионе промышленности.
- И что же, везде все отлично, нет повода для тревог?
- Наша задача - не дожидаться ЧП, а предупредить их, ведя всеобъемлющий мониторинг состояния окружающей среды, - отвечает Жанна Заруцкая. - Когда, допустим, выявляем какие-то нежелательные отклонения по составу опасных веществ в почве, технические службы выясняют, где "тонко". Может, трубу или горелку надо заменить. Важно вовремя среагировать.
Сотрудники ямбургской лаборатории экологического контроля и промсанитарии отслеживают состояние водного бассейна, воздушной среды, земной поверхности по 160 параметрам. В распоряжении 28 специалистов самое современное оборудование.
- Природоохранную деятельность предприятие выстраивает в соответствии с требованиями отечественных и международных стандартов, в частности ISO 14001:2015. Это высокий стандарт и высокий уровень ответственности, - подчеркивает начальник лаборатории Дмитрий Николаев.