22.10.2017 19:05
Экономика

Россия присоединяется к конвенции о борьбе с подделкой лекарств

Россия присоединяется к конвенции о борьбе с подделкой лекарств
Текст:  Ольга Игнатова
Российская газета - Федеральный выпуск: №239 (7405)
Президент России Владимир Путин внес в Госдуму законопроект о ратификации Конвенции Совета Европы о борьбе с фальсификацией медицинской продукции и сходными преступлениями, угрожающими здоровью населения.
Читать на сайте RG.RU
Аптеки с промаркированными лекарствами снабдят особыми наклейками

Конвенция была разработана по инициативе и при активном участии России и вступила в силу с 1 января 2016 года. Это первое общеевропейское соглашение такого рода. Его главные цели - установление уголовной ответственности за фальсификат лекарств, защита прав потерпевших, а также развитие сотрудничества в борьбе с подделками лекарственных средств на государственном и международном уровнях. Конвенция, в частности, признает отягчающим обстоятельством использование информационных систем, в том числе Интернета, для реализации фальсифицированной продукции.

По данным Росздравнадзора, за последние годы объем фальсификата среди лекарств уменьшился вдвое. Так, в этом году за период январь - сентябрь изъято и уничтожено около 600 серий лекарств. На самом деле серии бывают разные. В одной может быть 10 тысяч упаковок, а в другой - 80 тысяч. И если перемножить все это на 600, то получаются внушительные цифры. Минимум 6 миллионов забракованных упаковок.

Маркировка лекарств прибавляет к стоимости каждой упаковки примерно 10 копеек

Однако чистого фальсификата из этого количества всего лишь несколько серий. "Фальсификат - это именно подмена действующего вещества лекарственного средства, - объясняет глава маркетинговой компании DSM Group Сергей Шуляк. - Обычно вместо лекарственных ингредиентов кладут мел. Вреда он, конечно, не нанесет, однако люди же покупают и принимают лекарства, чтобы снять какую-то проблему. А лекарство-пустышка равносильно вовремя не оказанной врачебной помощи". По оценке Шуляка, при существующих сегодня на российском рынке 28 тысячах товарных наименований лекарств доля фальсификата не превышает 0,1 процента.

"Когда речь идет о подделке лекарств, то здесь, как я считаю, не этично вообще измерять их долю на рынке, - считает заместитель генерального директора фармацевтического холдинга "STADA" Иван Глушков. - Даже одна подделка может погубить чью-то жизнь". По экспертным оценкам, у нас чаще всего подделывают самые востребованные лекарства - антибиотики, болеутоляющие и средства для желудочно-кишечного тракта. Но вместе с этим подделываются и препараты для облегчения страданий онкобольных. По словам Глушкова, на взгляд отличить подделку от оригинала практически невозможно. И если раньше мошенники экономили на упаковках, используя некачественную печать, то сейчас и упаковки научились хорошо подделывать.

В России запретят продажу лекарств по рецептам через интернет

Самый верный способ не нарваться на подделку - это, как считает Иван Глушков, не покупать лекарства через Интернет и через неизвестные аптеки. На самом деле в России вот уже почти как три года существует уголовная ответственность за производство и сбыт фальсифицированных лекарств. Максимальный срок - до 12 лет заключения и штраф до 5 миллионов рублей. Но это лишь в том случае, если будет доказано, что фальсифицированные лекарства повлекли смерть людей. При этом с 1 июля 2015 года в России вступили в силу поправки в Закон "Об обращении лекарственных средств", благодаря которым разрешен выборочный контроль качества препаратов, а также проверки без предварительного уведомления аптек. Соответственно все серьезные аптечные сети, как говорится, от греха подальше приобретают лекарства у таких же серьезных проверенных производителей. Именно поэтому и ассортимент у всех похожий, но зато легальный.

Фальсификат же ушел в Сеть. Аптечные интернет-агрегаторы вообще сегодня вне правового поля. Непонятно, где они берут эти лекарства, как хранят. Ведь лекарства - это не кофточки или сапоги, многие хранятся в холодильниках при определенных температурах. "В конвенции, которой Россия сейчас намерена придать юридический статус, говорится о борьбе с фальсификатом, распространяемым через Интернет. Утвердив конвенцию, нужно будет создавать подзаконные акты о том, что делать с интернет-торговлей лекарствами. Как гарантировать ее безопасность", - отмечает Иван Глушков.

Пока же самое действенное, на его взгляд, средство гарантировать подлинность фармацевтической продукции - это ее маркировка, а именно нанесение на производстве на каждую упаковку с лекарством специального кода, подтверждающего, что товар качественный. При этом, как поясняет Глушков, слухи о подорожании лекарств с маркировкой сильно преувеличены. "Мы в год выпускаем примерно 200 миллионов упаковок лекарственных препаратов, - поясняет он. - Оборудование стоило примерно 300 миллионов рублей. К себестоимости каждой упаковки прибавляется примерно 10 копеек". Теоретически подпольные производители тоже могут маркировать свой товар, но вряд ли они захотят афишировать себя перед налоговиками. Обязательным условием маркировки лекарственных средств является передача данных в Федеральную налоговую службу. С 2018 года маркировка должна стать обязательной.

Цены

Жизненно необходимые лекарства дешевеют

Чем отличаются оригинальное и референтное лекарства

Цены на лекарства, входящие в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП), в январе-сентябре снизились на 1,1 процента. Об этом сообщили в пресс-службе Росздравнадзора.

"За девять месяцев текущего года уровень розничных цен амбулаторного сегмента на лекарственные препараты, входящие в перечень ЖНВЛП, снизился. При этом цены на ЖНВЛП отечественного производства снизились на 1,9 процента, на ЖНВЛП зарубежного производства - на 0,6% процента", - говорится в сообщении.

Как уточняется, снижение розничных цен на ЖНВЛП в ценовой категории до 50 рублей за девять месяцев 2017 года составило 1,7 процента. В ценовой категории от 50 до 500 рублей снижение розничных цен на ЖНВЛП составило 1,1 процента. В ценовой категории более 500 рублей снижение составило 0,6 процента.

Фарминдустрия