Как сообщили в пресс-службе суда, истец намерен взыскать с фирмы неосновательное обогащение и моральный вред. Портрет Леонида Брежнева коммерсанты использовали "творчески": лицо крупным планом пересекает брежневская фраза "Экономика должна быть экономной", написанная от руки. Видимо, предполагается, что написана она ручкой, которую, собственно, и рекламирует этот шедевр. Плакат компании, которая торгует сувенирами, красовался в витрине центрального универмага с мая по октябрь 2016 года. Слишком юмористическое отношение к символу возмутило новосибирцев. Юрист
Алексей Крестьянов и его коллеги подумали над вариантами - как можно прекратить или хотя бы ограничить эту практику. И связались с Андреем Брежневым.
Это первая попытка внука Брежнева защитить память деда в суде. Хотя портрет Леонида Ильича за эти годы что только ни украшал, включая и бутылки с алкоголем. Однако только на подготовку к иску ушел почти год.
- Мы хотим привлечь внимание к этой несправедливости и добиться того, чтобы законодатель устранил этот пробел, - говорит Алексей Крестьянов.
"РГ" обратилась в Управление контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС России. Спросила, насколько прав внук знаменитого деда.
"Защита прав лица от незаконного использования его изображения, в том числе в рекламе, осуществляется в судебном порядке с точки зрения соблюдения положений гражданского законодательства. То есть они контролируют с точки зрения антимонопольного законодательства".
А вот мнение почетного адвоката России Алексея Куприянова:
- О ситуации с внуком генерального секретаря нужно указать на возможность двух видов заинтересованности, которая могла бы иметь место у любого внука по отношению к своему деду. В первую, это, конечно, отношения, регулируемые наследственным правом. Но не только! Отношения между родственниками регулируются также Семейным кодексом, а также нормами гражданского законодательства об использовании изображений граждан и их имен.
Какие же права из тех, что имел сам гражданин в отношении собственного имени и образа, могли бы перейти в общем случае к его наследникам? Никакие! Имеется прямой запрет на включение в наследственную массу прав, неразрывно связанных с личностью наследодателя, а также его личных неимущественных прав и других принадлежащих наследодателю нематериальных благ. К таковым, в частности, относятся: имя гражданина, право на образ, достоинство личности, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайны…
Однако закон установил, что разрешение на использование изображений усопших надо спрашивать у пережившего супруга и детей, а при их отсутствии - у родителей. На внука это норма никак не распространяется. Наследники также контролируют использование имени или портрета лиц, относящихся к категории "известных" в России, в части разрешения регистрации использующих их товарных знаков. Но внук Л. Брежнева не являлся его наследником.
Не следует путать образ человека с авторскими правами на произведение, где запечатлен его образ, или с правами на товарный знак. Человек не создавал свое лицо, свою внешность как таковую, поэтому его образ не является объектом интеллектуальной собственности. Но объектом интеллектуальной собственности является и, соответственно, вполне может входить в наследство портрет, в том числе любая фотография. Причем фотография может входить в наследство сразу по двум юридическим основаниям. И как объект авторского права (обычно оно принадлежит фотографу), и просто как вещь наряду с альбомом, в котором есть фото.
Аналогично и право на имя. Очевидно, что просто упомянуть имя любого генерального секретаря ЦК КПСС в любом, даже негативном контексте, имеет право каждый. Однако возможность цитирования или иного использования художественных произведений, в которых упомянуто чье-то имя, уже должно подчиняться закону.
С другой стороны, родственники любого умершего имеют право защищать его доброе имя. Можно предположить, что внук Леонида Ильича слишком широко понимает свои права по защите доброго имени деда, приписывая себе прерогативы решать, чтобы тот захотел, что унижает его достоинство, а что - нет. Полагаю, изображение Л. Брежнева, не являющееся товарным знаком, в рекламе, к которой нет претензий госорганов, не должно трактоваться как поругание чести или деловой репутации изображенного лица.