Если сравнивать эти показатели с 2016 годом, то рост не такой уж и большой, всего около 2 процентов, констатирует аналитическое агентство "Автостат". Однако если изучать более продолжительную динамику, то серьезная и стабильная тенденция увеличения числа российских иномарок на наших дорогах налицо. Так, в 2007 году их было всего 18 процентов, в 2010 году - 33 процента, а в 2013-м - 49 процентов.
За счет уменьшения каких сегментов происходит рост? В первую очередь, конечно, за счет убывания числа иномарок, которые в Россию импортируются. Сегодня их доля всего 18 процентов, в то время как 10 лет назад их на российских дорогах было больше половины.
Понятно, что такой рост популярности "российских иномарок" складывается из нескольких составляющих. Во-первых, сегодня практически все ведущие иностранные производители, которые имеют в России собственное производство, имеют ряд преференций. В том числе, например, беспошлинный ввоз автокомпонентов. А если произведенную в России машину решено направить на экспорт, то доставка машины до границы субсидируется.
Во-вторых, средние цены на исконно отечественные машины сегодня вплотную подтянулись к стоимости бюджетных иномарок. А в топовых комплектациях некоторые модели российского автопрома даже дороже иномарок.
И, наконец, третий фактор роста популярности - отечественные автолюбители сегодня уверились в том, что иномарка, сошедшая с конвейера российского завода, имеет приемлемое качество сборки. Современные системы контроля позволяют обеспечить высокий уровень культуры производства, и уровень российских комплектующих в иномарках тоже не сказывается негативно на общем впечатлении от машины.
И все же - будут ли россияне и дальше отдавать предпочтение русским "БМВ" и "Тойотам"?
Сложившийся баланс сил на авторынке сегодня абсолютно правильный, уверен автомобильный эксперт Игорь Моржаретто. "Исконно российские машины всегда будут занимать 20-25 процентов от рынка, 60 процентов, как сегодня, будет приходиться на иномарки российской сборки. А оставшаяся часть - на импортные машины, которые производство которых просто невыгодно делать здесь либо из-за небольшой популярности моделей как таковых, либо из-за их высокой цены", - объясняет он.
Что же до дальнейшей стратегии, то "мы пригласили всех, кто хотел прийти и кто пришел, тот уже разрабатывает специальные модели и модификации для нашей страны, так что новые машины уже нельзя назвать иностранными в полном смысле этого слова", - подчеркивает Моржаретто. И резюмирует, что "сегодня невозможно стране жить только одной национальной компанией в этом секторе - это неправильное направление развития автопрома".
Покупать взаймы
В третьем квартале 2017 года автолюбители на заемные деньги приобрели около 203 тысяч легковых автомобилей, что соответствует 52,9 процента от общего объема рынка.