Проект под названием "Зимний дворец и Эрмитаж. 1917. История создавалась здесь" для именитого музея, как это ни удивительно, стал первым опытом такого рода выставок. Пять залов, более 350 экспонатов из десятка разных музейных собраний, репродукции, видеопроекции, аудио - с такими масштабами здесь еще не работали.
По словам директора Эрмитажа Михаила Пиотровского, из-за больших размеров некоторые стенды пришлось даже заносить в здание через окна. Однако как бы ни были уникальны выставленные предметы, основу экспозиции составляют не столько они, сколько само место действия.
- Это не совсем выставка, это говорящий дворец. Мы помогаем стенам, которые помнят русскую историю, рассказывать то, что происходило в 1917 году. Дворец и Эрмитаж были в центре всего, они стояли, следили, и в них решалась судьба, которая постигла Россию, - подчеркивает глава музея.
Рассказ о Революции Эрмитаж начинает не "в лоб" - первые залы посвящены широкому контексту грядущих перемен. Вот жизнь Романовых в кругу семьи: практически неизвестные рисунки Николая II, платья его супруги и дочерей, игрушечная железная дорога цесаревича Алексея. Общим увлечением царской четы была фотография. Они часто снимали друг друга, а вот посторонних на кадрах почти не увидеть. Обойти личность Григория Распутина в музее тоже не смогли: отношениям со "старцем" посвящена отдельная витрина. Один из артефактов - его телеграмма в ставку государю.
Следующий штрих - Первая мировая война и благотворительная деятельность Романовых в это время. Зимний дворец был переоборудован в хирургический лазарет, а императрица и дочери, получив специальное медицинское образование, работали в госпиталях Царского Села. И интересна здесь не только форма сестры милосердия, принадлежавшая Александре Федоровне. Если приглядеться, то на простых самоварах и чайниках, кастрюлях и лампах, даже на медицинском оборудовании можно заметить клеймо фирмы Фаберже, которая в этот период перешла от ювелирных украшений к выпуску военной продукции.
О Февральской революции, как точке невозврата, напоминает на выставке единственный уцелевший гипсовый орел - именно тогда символы империи начали уничтожать и с крыши Нового Эрмитажа были сброшены все двуглавые птицы. Представлены и оба судьбоносных документа: отречение от престола Николая II в пользу брата Михаила Александровича, и акт последнего о непринятии престола.
Что дальше? Керенский в Зимнем, расстрел царской семьи, арест Временного правительства… А над всеми этими событиями - огромный Ленин. "Власть большевикам!", кричит он с гигантского баннера, а под ним сгорбился проткнутый штыками портрет Александра II. Портрет Николая II тогда не проткнули, ему досталась другая судьба: на обратной стороне изобразили вождя.
Часы в Малой столовой, которая завершает маршрут по революционному Зимнему, стояли сто лет. Все это время стрелки показывали два часа десять минут ночи - их остановили 26 октября при аресте Временного правительства.
- Малая столовая - самый настоящий музей Революции, никакого другого музея нет и быть не может. Эти часы - единственные в Эрмитаже, которые стоят. Но в ночь на 26 октября они снова пойдут, - рассказал Михаил Пиотровский.
Тем временем
Кроме основной выставки Эрмитаж откроет еще несколько. Одна будет посвящена революционной печати и плакату, а отдельной темой станет фильм Сергея Эйзенштейна "Октябрь". Во дворе Зимнего дворца выставили броневик: долгое время считалось - именно тот, с которого выступал Ленин.
Проект "Штурм Зимнего" в Эрмитаже