К этому дню политики, государственные деятели, эксперты МАГАТЭ и специалисты-атомщики Ирана и России шли два десятилетия. Особенность нынешнего момента состоит в том, что для расширения первой в Иране атомной электростанции заказчиком изначально выбрана российская технология на основе легководных реакторов ВВЭР-1000 поколения "три плюс".
Напомним, что в случае с первым энергоблоком атомной станции в Бушере российским проектировщикам и конструкторам пришлось в буквальном смысле встраивать свои технические решения и российское оборудование в уже созданную инфраструктуру и строительные заделы, оставленные (а точнее - брошенные) первым генподрядчиком - компанией Siemens и ее европейскими партнерами.
В сентябре 2011-го блок №1 АЭС "Бушер" был подключен к национальной энергосистеме Ирана, а в августе 2015-го, после исполнения российской стороной всех обязательств, полностью передан иранскому заказчику и к этому дню выработал уже более 24 миллиардов киловатт-часов электроэнергии.
Все это время в поселке эксплуатационников рядом со станцией жили и продолжают жить сейчас российские специалисты и их семьи. Спецкор "РГ" вместе с журналистами трех российских телеканалов получил разрешение побывать на АЭС "Бушер" и в пристанционном поселке накануне событий 31 октября и напрямую пообщаться с теми, кто здесь работает и учится.
В период активного строительства и в особо ответственный период пуско-наладочных работ число русскоговорящих граждан достигало тысячи и более. Были даже детский сад и школа. Сейчас в режиме экстерната функционирует только школа, в нынешнем учебном году тут всего семь учеников. Мы застали и смогли пообщаться только с двумя десятиклассниками - ими оказались Ростислав Куцукон (приехал с родителями из Воронежа) и Никита Веремейчук (его семья прежде жила в Энергодаре - это мини-город при Запорожской АЭС на Украине).
Занимаются с ребятами, главным образом, их же родители. К примеру, переводчик Людмила Куцукон в свободное от основной работы время преподает литературу, русский язык, английский и географию. А педиатр Елена Цебер помогает старшеклассникам готовится к экзаменам по биологии и химии. Как минимум раз, а то и два за полугодие взрослые вместе с детьми выезжают в Тегеран и подтверждают полученные знания у педагогов школы при российском посольстве.
И в школе, и в самих семьях, и даже в местном продовольственном магазине, которым управляет господин Тахири с сыновьями Амиром и Али, были очень воодушевлены известием о начале полномасштабного строительства второй очереди АЭС "Бушер". Это означает большой приток специалистов, в том числе из России. А также молодых иранских инженеров и техников, что проходят обучение в российских вузах и учебных центрах "Росатома", и регулярно приезжают стажироваться на наши АЭС.
Улыбчивые и хорошо понимающие русский язык Амир и Али, как и их отец, в России никогда прежде не были. Но в будущем году твердо настроены приехать.
- На чемпионат мира по футболу! - радостно сообщает Али. - В Петербург. Обязательно!
К истории вопроса
В 1980 году Германия присоединились к американскому эмбарго против Тегерана и остановила все работы на площадке АЭС "Бушер". После длительного периода консервации проект был возобновлен уже с участием российской компании "Атомстройэкспорт". Причем обязательства российской стороны предусматривали не только достройку самого объекта, обеспечение его топливом и пуск, но и полномасштабное обучение иранского эксплуатационного персонала.
Со всем этим "Росатом" и его подведомственные структуры успешно справились. Откликаясь на пожелания заказчика, наши атомщики реализовали уникальное инженерное решение - интегрировали современное российское оборудование в строительную часть, выполненную по немецкому проекту. Для этого были найдены, научно обоснованы и применены на практике десятки оригинальных технических решений и ноу-хау.
"В результате, - не без гордости замечает президент Группы компаний "АСЭ" Валерий Лимаренко, - станция в Бушере стала не только первой АЭС для региона Ближнего Востока, но и явилась уникальным проектом для всей атомной отрасли".
Бушер, Иран