С жалобой в высшую юридическую инстанцию страны независимо друг от друга обратились сразу три гражданина РФ. Среди них Галина Ахмадеева из Свердловской области работала бухгалтером в компании "Темп", занимавшейся транспортными перевозками, и "погорела", перепутав льготные схемы налогообложения. Станислав Лысяк из Приморского края задержал налоговый платеж, направив средства на подготовку к отопительному сезону. Александр Сергеев был директором ликеро-водочного завода в Новгородской области и утаивал акцизы. Их жалобы объединили в одно дело.
Статья 57 Конституции РФ обязывает "каждого" платить законно установленные налоги и сборы. О перекладывании ответственности за неуплату или солидарной ответственности юридических и физических лиц в этом случае в Конституции РФ нет ни слова.
Еще один немаловажный аспект - отсутствие приговора суда. Дела в отношении Ахмадеевой и Лысяка были прекращены по амнистии. И хотя такой исход относится к нереабилитирующим основаниям, но закон в этом случае категоричен: "Нет приговора - нет вины". Однако в рамках гражданского судопроизводства обоих посчитали виновными, недоимки предприятий они платят из собственных средств. Александра Сергеева признали виновным в уклонении от уплаты налогов в особо крупном размере в 2015 году. Общая сумма недополученных налогов, по информации прокуратуры Новгородской области, превысила 142,5 миллиона рублей. Ее и взыскали с Сергеева, который вину признал и получил два года колонии общего режима.
Представители органов власти, принявших и подписавших оспоренные нормативные акты, противоречий с Конституцией РФ в них не видят, однако признают перекосы.
- ГК РФ не позволяет предъявлять требования к работнику юридического лица, признанного виновным в уклонении от уплаты налогов. Они должны быть предъявлены компании, которая потом может взыскать ущерб с работника, если нарушения законодательства произошли по его вине, - отметила представитель Госдумы Татьяна Касаева. - Но в случае банкротства или ликвидации предприятия, как это произошло с компаниями, в которых трудились заявители, бывший работник может нести субсидиарную ответственность перед потерпевшей стороной, в данном случае государством.
В свою очередь омбудсмен Борис Титов полагает, что "правовые нормы, позволяющие привлекать лиц к деликтной ответственности в случаях, когда сохраняется фактическая и юридическая возможность взыскания сумм налогов с организации, не могут считаться конституционными".
- Руководитель организации, главный бухгалтер либо иное лицо, ответственное за исчисление или уплату налогов с организации, не могут быть признаны причинителями вреда в гражданско-правовом смысле до того момента, пока возможность взыскания суммы налога с организации-налогоплательщика не утрачена, - отметил он.
Пенсионерка и бывший главбух из Красноуфимска Галина Ахмадеева сейчас живет на половину и так небольшой пенсии. Львиную долю "заработанного на старость" она отдает государству - в уплату налоговой недоимки. Компания "Темп" сейчас проходит процедуру банкротства. Однако известно, что часть налоговой недоимки она заплатила. "Представим, что компания переплатила налоги и обанкротилась. Государство вернет разницу его бывшим работникам?" - такой вопрос задал судьям КС представитель правительства РФ Михаил Барщевский. Ответ суд сформулирует в закрытом режиме.