Много лет назад отца Елены лишили родительских прав, ее, шестилетнюю, вместе со старшим братом отправили в детдом, еще одну сестру и двух братьев взяли в приемные семьи. В родительской квартире, где семья проживала на условиях соцнайма, девушка не была до 2014 года, когда вышла из детдома в самостоятельную жизнь. Прибрав жилье, она отдала ключ администрации Федяковского сельского поселения и уехала учиться в колледж, где ей дали место в общежитии. Потом Елена вышла замуж, вместе с супругом год жила в его деревне, пока оба не нашли работу на комбинате неподалеку от Шутовщины. Все складывалось как нельзя лучше, и этой осенью они поехали в квартиру. Но оказалось, что квартира не пустовала.
Как объяснили Елене в администрации, некий молодой человек сказал, что согласовал с ней проживание в ее квартире на время ее отсутствия, и ему выдали ключ. Созвонившись с "квартирантом" и получив от него ключ, девушка ступила за порог. Вид жилища ее шокировал: гниющие остатки еды, грязь, тучи мух. Но главный сюрприз был впереди. Через несколько дней к Запольских пришли квитанции, в которых значился огромный долг за тепло, воду и электричество за те годы, которые квартира "пустовала". А вслед за этим из администрации принесли уведомление, что она должна еще семь тысяч рублей за социальный наем жилья. И если она не погасит долг в течение двух недель, администрация подаст в суд и выселит молодую семью из квартиры.
В региональном отделении ОНФ, активисты которого отслеживают ситуацию с жильем для детей-сирот, от ситуации в шоке. Мало того, что Елену заставляют платить по чужим долгам, так и история самой квартиры вызывает немало вопросов.
- Нам непонятно, почему Елене при выпуске из детдома не предоставили жилье согласно стандартам? - задается вопросом член регионального штаба ОНФ Нина Ершова. - Ведь квартира площадью 32 квадратных метров, где прописаны пять детей-сирот, не подходит по нормативам.
В секторе опеки и попечительства Кирово-Чепецкого района, "РГ" на этот вопрос ответить оперативно не смогли. По их словам, они вообще не в курсе этой ситуации.
Один из главных вопросов - действительно ли в квартире проживали другие квартиранты, долги которых теперь пытаются переложить на девушку? Связаться с главой Федяковской сельской администрации, который, по словам Елены, и рассказал ей, что ключ от квартиры был выдан якобы по ее разрешению, не удалось. Его заместитель, Оксана Мазитова, не в курсе ситуации. Но юридически подкована хорошо. Почему пятерых детей-сирот прописали в квартире площадью 32 квадратных метра, она не знает - это вопросы к опеке. Зато знает, что по закону Елена обязана оплатить долги, жила она там или нет, поскольку квартира "на ней".
Чиновница предлагает такой выход из ситуации: она не настаивает, чтобы Елена платила долги одна. Пусть разыскивает братьев и сестер.
- Как я их буду искать? Мы давно связь не поддерживаем. И будут ли они оплачивать чужой долг за квартиру, в которой не живут? - недоумевает Елена.