Она уточнила, что минтруд направил на межведомственное согласование большой пакет законопроектов и проектов подзаконных актов по переходу на электронные трудовые книжки. Отзывы на них должны поступить в течение месяца, но, по мнению Ельцовой, сроки могут затянуться из-за большого объема документов. Немалую роль в их оценке окажут стороны социального партнерства, представители профсоюзов и работодателей. "Это вопрос, где нужно достичь согласия и готовности всех хозяйствующих субъектов", - сказала Любовь Ельцова агентству ТАСС.
Сейчас рассматриваются две даты перехода на электронные трудовые книжки: с 1 января 2019 года и годом позже - с 1 января 2020 года. Сроки связаны с расширением отчетности, которую компании сдают в Пенсионный фонд России (ПФР), уточнила замминистра. Также сейчас просчитывается стоимость перехода на электронные книжки для работодателей, рассматриваются варианты предоставления гарантий работникам достоверности записей о трудовом пути.
В августе в минтруде создали рабочую группу по внедрению в законодательство системы электронного кадрового документооборота. По мнению министра труда и соцзащиты Максима Топилина, это снизит издержки работодателей и поспособствует легализации труда.
По мнению проректора Академии труда и социальных отношений Александра Сафонова, введение электронного кадрового документооборота облегчит жизнь предпринимателям. А что касается бумажных трудовых книжек, то их дни сочтены. Сейчас этот документ важен в основном для тех, кто вышел на рынок труда до 2001 года, поскольку в их трудовых книжках содержится информация, необходимая и новому работодателю, и пенсионному фонду для назначения пенсии: данные об образовании, трудовом стаже, фактах работы во вредных условиях.
С 2001 года ПФР начал аккумулировать информацию о страховых взносах, которые работодатель перечисляет за работника. И именно на ее основании ему в дальнейшем будет начисляться пенсия. Со вступлением в силу закона о специальной оценке работодатели стали платить повышенные взносы в ПФР за тех, кто трудится во вредных условиях. А значит, для назначения досрочной пенсии Пенсионному фонду России больше не понадобятся выписки из трудовой книжки о вредной работе (за исключением тех периодов, когда закона о спецоценке еще не было). Информацию об образовании человека, повышении или оценке его квалификации работодатель сможет найти в специальных реестрах (они сейчас формируются), а узнать о причинах увольнения на предыдущем месте работы - позвонив бывшему работодателю или написав ему письмо в электронном виде. Немало рассказать о человеке могут и социальные сети.
"Безусловно, для полной отмены трудовых книжек нужен переходный период, ведь на рынке труда много людей, начавших трудовой путь в советское время. Но дальше трудовые книжки будут не нужны", - убежден Александр Сафонов.