09.11.2017 19:02
Общество

Статистика: Каждый четвертый россиянин рискует заболеть раком

В России живут 3,6 миллиона человек, победивших рак
Текст:  Ксения Колесникова
Российская газета - Федеральный выпуск: №255 (7421)
Иногда говорят, что все больше людей доживают до своего рака. Никита Шалагинов "дожил" до него в 16 лет. Красивый, сильный парень потратил на больницы и попытки победить саркому мягких тканей четверть жизни. Он прошел через операции, лучевую и химиотерапию. О цене ежедневной войны с раком, о надежде, о новых методах лечения он пишет в соцсетях. В Instagram Никиты - более 70 тысяч подписчиков. А познакомились мы с ним на II Всероссийском Конгрессе онкопациентов, который прошел в Москве в Общественной палате России.
Читать на сайте RG.RU

- Я вырос на Камчатке. В 16 лет на большом пальце руки появилась незаживающая болячка. Версии у врачей были разные: то костный панариций, то остеомиелит. Периодически мне удаляли мертвые участки ткани. Терял палец буквально по-кусочкам, - рассказывает Никита. - Правильный диагноз - эпителиоидная саркома мягких тканей - мне поставили спустя три года после первой операции. До этого никто не проверил удаленные ткани на наличие злокачественных клеток. Время было потеряно.

Леонид Карев: К раковым пациентам должен быть особенный подход

Заболевание Никиты редкое, орфанное. Оно плохо поддается лечению. В 21 год Никита знает о саркоме мягких тканей, похоже, больше, чем выпускники мединститута. Он начал вести свой блог и открыл сайт. Онкоблоггер - это уже не экзотика, это тенденция: ежедневно ему пишут сотни людей: просят помочь, посоветовать врача, поделиться информацией. Вот, например. "Кира, 36 лет, рак шейки матки: В онкодиспансере в очередь на первичный прием попала только через неделю и только платно. Сидела в очереди с 8.30 до 13.30, чуть не потеряла сознание…"  Или. "Ирина, 35 лет, рак груди: Я восемь месяцев ходила к гинекологу. Жаловалась на усталость и дискомфорт в груди. Мне говорили: не волнуйтесь, это киста, мастопатия... Потом отправили на УЗИ. Врач посмотрел и сказал: "Боже, ну, как можно было так затянуть!" Подобных историй на сайте Никиты - сотни.

Ключевой момент в каждой из них - постановка диагноза. Именно с него человек начинает бороться за себя, за  свою семью. Главная беда: диагноз ставят с опозданием. Не потому ли по раку молочной железы американцы дают статистику 98 процентов выздоровлений, а мы - 60? И не только в США! На Западе многие виды рака выявляют на ранних стадиях. У нас же в первичном звене, особенно на периферии, нередки случаи, когда стоматолог может не заметить рак языка, а гинеколог - "пропустить" рак шейки матки.

- Специалисты, которые работают в поликлинике, должны быть онкологически настороженными. Должны понимать: лучше сразу перестраховаться и исключить рак, чем месяцами лечить условное воспаление физиотерапией, - рассказал главный внештатный оториноларинголог Минздрава РФ Николай Дайхес. - У нас слабое межведомственное взаимодействие. Это приводит к тому, что 60-70 процентов пациентов попадают в онкодиспансер лишь на 3-4 стадии заболевания. Мы сейчас пишем специальные методические рекомендации, призванные изменить ситуацию.

Ключевой момент в каждой онкоистории - постановка диагноза. Именно с него человек начинает бороться

В России создается Национальная онкологическая программа, которую разрабатывают ведущие специалисты в разных областях медицины. Какие проблемы должны быть решены? На прошедшем II Всероссийском Конгрессе онкопациентов обсудили их все: начиная с того, как сложно попасть в электронную очередь к онкологу, заканчивая тем, почему недоступны программы реабилитации.

- Важно попасть к правильному врачу. Узнать, как можно больше о своем заболевании. Это же твое тело, и ты должен понимать, что с тобой делают, - говорит Никита Шалагинов. - Например, женщины, у которых вторая стадия рака молочной железы (его, кстати, во всем мире "стыдно" не победить), лечение может быть неуспешным из-за применения не оригинальных препаратов, а дженериков.

Шишонин: Чтобы рак не вернулся, надо активно ему противостоять

В России, по официальным данным, живет 3,6 миллиона человек, победивших рак. Одна из них - Полина Афанасьевна Сагандыкова - приехала в Москву на конгресс онкопациентов из Улан-Удэ. Она убеждена: "Нужно любить жизнь, нужно бороться с болезнью в любом возрасте. Моя мама, три брата и две сестры умерли от рака. Мне диагноз рак сигмовидной части кишечника поставили в 62 года, сказали, что жить осталось две недели, и операция не поможет. Но мои дети на ней настояли. Хирурги из республиканского онкодиспансера удалили 30 см кишечника, придатки. Удалось спасти мочевой пузырь. Завтра мне исполняется 70 лет. У меня хороший аппетит. Я танцую и пою в клубе железнодорожников. Помогаю дочери нянчить внуков. Инвалидность с меня сняли.

По словам председателя Российского общества клинической онкологии Сергея Тюляндина, за последние 10 лет количество больных раком выросло на 20%. Но статистика по смертности, благодаря усилиям врачей, на протяжении тех же 10 лет, остается стабильной: примерно 202 человека на 100 тысяч населения. Средний возраст заболевших раком в России - 66 лет. По статистике, каждый 4-й россиянин может стать онкопациентом, а каждый 6 может умереть от рака.

- Когда на город надвигается шторм, МЧС рассылает СМС-предупреждения, оповещения в соцсетях. Что мешает сделать подобное напоминание, например о том, что надо посетить маммолога? - говорит глава Ассоциации онкологических пациентов "Здравствуй!" Ирина Боровова. - Подобная практика в мире есть.

*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"

Здоровье