О препятствиях в строительстве на газовой конференции в Милане сообщил Пол Коркоран, финансовый директор (CFO) компании - оператора проекта Nord Stream 2 AG ("дочка" "Газпрома"). Сейчас у Дании есть право блокировать проект, если он проходит в ее территориальных водах, но только по соображениям экологических рисков. К перечню хотят добавить аспект "национальной безопасности" (увеличение зависимости Европы от одного поставщика, то есть "Газпрома"), чтобы вероятность блока была выше. Поправки могут принять в ноябре, они вступят в силу с января 2018 года.
"Нам придется пересмотреть маршрут, что будет стоить дороже и, вероятно, приведет к отсрочке (ввода в эксплуатацию. - Прим. ред.), - приводит слова Коркорана агентство Platts. - Мы изучаем варианты - рассматриваем новый маршрут на случай, если придется представить новое заключение". В апреле компания уже анонсировала разработку маршрута в обход территориальных вод Дании. На этот участок, исходя из проекта, приходится 139 километров трубы рядом с датским островом Борнхольм. Предполагается, что труба в случае закрытия участка пойдет в обход него через исключительную экономическую зону Дании, пояснил Коркоран (Конвенция ООН по морскому праву разрешает прокладку трубопровода другими странами без особого на то разрешения).
Стоимость строительства "Северного потока-2" оценивается в 9,5 миллиарда евро. Запуск намечен на конец 2019 года, когда заканчивается договор с Украиной на транзит газа. Кроме возражений со стороны Дании, против проекта играет новая редакция санкций США, которые могут вызвать проблемы с привлечением проектного финансирования, и намерение Еврокомиссии распространить действие Третьего энергопакета на газопроводы из третьих стран. Впрочем, как юридически возможно реализовать последнее, пока неясно.
Скорее всего, законопроект Дании сдвинет сроки ввода трубопровода в эксплуатацию на 2021 год, полагает доцент кафедры международной коммерции Высшей школы корпоративного управления РАНХиГС Иван Капитонов. Остальные препятствия тоже преодолимы, так как при падении внутренних добычных мощностей у Европы во главе угла стоит задача удовлетворить растущий спрос на газ, при этом в обход экономически и политически нестабильных стран, говорит эксперт.
"За украинский транзит платит европейский потребитель. Рано или поздно дотационности экономики Украины должен быть положен конец. Когда Европа придет к объективному пониманию стоимости украинского режима для Евросоюза и потребителя, тогда мы увидим разворот событий по "Северному потоку-2", - надеется собеседник "РГ". В этом случае препятствий искусственного характера для полной загрузки трубопроводов в Балтийском море не будет, стоимость транспортировки окажется ниже, чем цена транзита, а окупаемость вырастет, что финансово почувствует европейский потребитель.