14.11.2017 22:25
Общество

Сергей Шаргунов: Духовное окормление очень важно людям в неволе

Текст:  Елена Кухтенкова
Российская газета - Федеральный выпуск: №258 (7424)
Читать на сайте RG.RU

Сергей Шаргунов, писатель:

Когда мы рассуждаем о превращении тюрьмы в место искупления с помощью веры, о раскаянии заключенных в тюрьмах, хочется прежде всего говорить об изменении мышления тех, кто их охраняет. К слову, священник Покровского храма Бутырского замка Константин Кобелев рассказывал мне, что многие надзиратели и тюремщики постепенно меняются в отношении тех, кто сидит, начинают понимать, что нужно обращаться с арестованными по-человечески. Ведь очень многие могут оказаться в тюрьме из-за судебной ошибки, и вообще сами они небезгрешны, дела их сомнительны.

Надо не забывать, что у нас в стране очень низкий процент оправдательных приговоров - это реальная проблема. И мы с теми пастырями, которые окормляют сидящих, часто говорим о том, как важно было бы принять амнистию в отношении тех, кто совершил незначительные преступления. Но, к сожалению, по-прежнему многие тюрьмы не исправляют, а превращают людей в закоренелых преступников. И актуальной остается тема обращения с заключенными: хотелось бы, чтобы не было издевательств над человеческим достоинством. Я только что получил письмо из печально известной Красноярской колонии. Люди боятся называть свои имена, но рассказывают в том числе и о тяжких преступлениях. Жутко, что это происходит сейчас, в XXI веке...

Начальник "Бутырки" - о том, как влияют на заключенных церковные службы

Ведь, казалось бы, многое у нас можно изменить: можно избавиться от дедовщины, введя год службы в армии, можно частично устранить взятки со стороны гаишников, расставив камеры, автоматизировав специальную систему. Неужели же нам нельзя уйти от безумных нравов в тюрьмах и лагерях? Конечно, можно, но для этого должны серьезнее действовать общественные, наблюдательные комиссии. И низкий поклон тем священникам, которые защищают заключенных. Эта защита может быть разной: она может быть правовой, но духовное окормление, о котором пишет "РГ", это тоже очень важно людям, которые оказались в неволе. Они чувствуют, что не брошены.

У меня отец священник, какое же количество писем приходит ему из тюрем, из лагерей каждый месяц. Специальный человек в храме ведет эту переписку. Надо сказать, в России тема тюрьмы и тема сумы крепко связаны, и зачастую бедность и беспросветность толкают людей на те или иные преступления. Поэтому у нас принято не злорадствовать про тех, кто оказался в тюрьме. Конечно, это не отменяет и того, что нужно бороться с преступностью, но та церковь, которая приходит на выручку бедным, больным, страждущим, бездомным, заключенным, - это церковь, которая, собственно, и следует заповедям Христовым: "Был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне". Хорошо, что у нас есть такие священники, которые живут по этим нравственным правилам, они, на мой взгляд, настоящие пастыри.

Религия Тюрьмы