Однажды Тельме начинает оказывать знаки внимания ее однокурсница Аня. Тельма понимает, что влюбилась, но ее организм реагирует странно - девушка падает на пол и начинает биться в припадках. Последовавшие трагические события наносят вред не Тельме, а Ане. Впрочем, возможно, это лишь фантазия и разыгравшееся чувство вины Тельмы, которой помешанный на религии отец с детства вдалбливал мысль о неминуемой расплате за грехи.
Норвегия выдвинула картину Йоакима Триера на "Оскар", и теперь это один из фаворитов в борьбе за попадание в номинацию "Лучший фильм на иностранном языке" - наряду с "Нелюбовью" Звягинцева, "120 ударами в минуту" Кампийо и "Квадратом" Эстлунда. Рецензенты наперебой пытаются найти картине Триера какой-нибудь аналог: звучат фамилии Хичкока, Кинга и даже датского однофамильца режиссера "Тельмы". Все это, быть может, в этой картине в той или иной мере присутствует, но в то же время очевидно, что перед нами фильм Йоакима Триера, которого не спутаешь ни с каким другим автором. Пусть даже теперь он облекает свое высказывание в жанр мистического триллера.
Тельма - типическая триеровская героиня , фрустрант-одиночка, борющаяся с депрессией. Экзистенциальный кризис людей с высоким IQ - предмет исследования всех картин режиссера. Два варианта выхода героев из тяжелых психологических состояний - либо уход в мир собственных фантазий, выдуманную параллельную реальность ("Репризы"), либо самоубийство ("Осло, 31 августа", "Громче, чем бомбы"). "Тельма" - логичное развитие авторской мысли, просто чуть более изощренное. Героиня с шести лет живет в уютном кошмаре - с тех пор как родители обвинили в смерти ее маленького брата якобы имеющееся у нее ведьминское начало.
Гипервнушаемая девочка во всю эту мракобесную чушь поверила, и теперь как только встречает какой-нибудь соблазн, тут же пытается сбежать от него во внутреннюю империю. Но в фантазиях вместо убежища перед ней разверзается фрейдистский ад, приправленный средневековой мистикой. Репрессивное воздействие традиционной мужской морали на бесправных женщин, их эмансипация и борьба за независимость - ключевые темы скандинавского искусства наших дней. В "Тельме" мужской мир олицетворяет отец, жертвой которого, как выясняется ближе к финалу, была не только Тельма. Религия в его руках становится мощным оружием, рушащим психику и жизнь дочери. Поэтому финальное освобождение героини невозможно без символического избавления от главного мучителя - похожим образом этот гнет снимали с себя и другие видные героини произведений североевропейской культуры начала XXI века, от Лисбет Саландер до Саги Норен. Тельма Триера легко встраивается в этот ряд, причем на самое видное место.
"Тельма" (Норвегия, Франция, Дания, Швеция), в российском прокате с 23 ноября.