В саудовской столице глава ливанского правительства находится с 4 ноября и никак не может вернуться в Бейрут. По сообщениям Агентства Франс Пресс, его изолировали на вилле в пригороде Эр-Рияда. Президент Ливана Мишель Аун обвинил Саудовскую Аравию в "незаконном задержании" премьера. "Это агрессия против Ливана, его независимости и достоинства", - заявил ливанский президент, отметив, что "премьер пользуется дипломатическим иммунитетом" в соответствии с Венской конвенцией. По словам Мишеля Аун, он не может принять отставку премьера, поскольку "она сделана за рубежом".
Харири был назначен на пост главы правительства Мишелем Ауном год назад. Ливанский президент в свою очередь был избран в 2016 году благодаря поддержке движения "Хезболла", союзника шиитского Ирана, главного конкурента суннитской Саудовской Аравии в регионе. Саад Харири одно время рассматривался как "протеже Эр-Рияда". Дело в том, что помимо ливанского гражданства, 47-летний премьер также имеет саудовский паспорт и продвигает свои деловые интересы в Саудовской Аравии, где родился. В результате после долгих переговоров с "Хезболлой" он сформировал "компромиссное правительство".
По некоторым данным, в саудовскую столицу Харири прибыл для решения деловых вопросов, пообещав президенту Франции Эмманюэлю Макрону погасить задолженность по зарплате бывшим французским сотрудникам компании Оге, строительной группы Саудовской Аравии, в которой он является основным акционером. Другое дело, что его неожиданная отставка дала повод для разговоров о том, что он пошел на этот шаг под давлением саудитов. Кстати, вчера стало известно, что в ближайшее время Харири по приглашению Макрона из Эр-Рияда направится в Париж. Но когда он вернется в Бейрут, пока неизвестно.
Как отмечают эксперты, вряд ли аресты влиятельных членов саудовской королевской семьи и отставку Харири можно считать совпадением. Это лишний раз показывает, что молодой и амбициозный саудовский наследный принц бин Салман наращивает усилия для укрепления своей власти и авторитета королевского дома как на внутри-, так и на внешнеполитическом направлении. Задержание Харири и его отставку можно воспринимать как своеобразный сигнал, направленный Эр-Риядом отнюдь не Бейруту, а Тегерану с его растущим влиянием в регионе. И 32-летний бин Салман, который, как говорят, уже в ближайшее время, когда добровольно сложит полномочия его отец, станет королем, дал понять, что Саудовская Аравия возвращается в большую геополитическую игру.