Автомобили производства Республики Беларусь работают на 55 кузбасских разрезах. В общей сложности - две тысячи машин.
Чтобы квалифицированно использовать этот огромный парк и качественно его обслуживать, нужны профессионалы. Люди с практическим опытом работы. Но откуда опыт у вчерашнего выпускника? До сих пор инженеров этой специальности в профильном кемеровском вузе обучали практически "на пальцах". Но после того, как вуз заключил с белорусскими машиностроителями соглашение о научно-техническом сотрудничестве, есть большой шанс, что молодых специалистов на производстве больше не придется основательно переучивать.
Первые в России специализированные образовательно-практические площадки оборудованы прямо в учебных аудиториях. Изюминка одной из них - как раз динамический автотренажер с системой визуализации, на сто процентов имитирующий кабину самосвала БелАЗ -7513. Студент, сидящий в кабине, словно в кинотеатре 5D, начинает испытывать те же ощущения и нагрузки, что и настоящий водитель большегруза. В "окна"-экраны он видит дорогу, разрез, горный отвал, а когда виртуальная машина наезжает на камни, ее трясет по-настоящему.
Инструктор, который следит за действиями водителя по монитору, может установить для него любой режим: день или ночь, дождь или снег, дать всевозможные задания (погрузка, разгрузка, движение по змейке, заезд в ремонтный док), а потом внезапно включить функции возгорания двигателя или, скажем, падения давления в системе, отказа рулевого управления и так далее. Связь с испытуемым инструктор поддерживает по микрофону.
- Попробуем проехать по змейке, не задев вешек: заводи, включай трансмиссию и подавай звуковой сигнал, - командует инструктор третьекурснику Кузбасского технического госуниверситета Саше Зайцеву. - Ну вот, одну задел - значит задание не выполнено. Повторяй, пока не проедешь чисто. А иначе экзамен не сдашь и не будешь допущен к управлению настоящим автомобилем.
Проходит несколько минут - и Саша, поставив машину на ручник, эмоционально делится впечатлениями:
- Когда садишься в кабину, думаешь: "Это просто компьютерная игра", но вдруг все начинает двигаться и работать "вживую", и понимаешь, что ты в настоящем БелАЗе. Полная иллюзия реальных условий эксплуатации. Испытываешь всю динамику движений, конструкция отвечает на все твои действия: что бы ты ни сделал, она тут же откликается. Это живой механизм, и все твои ошибки сразу наказываются! Важно, что на тренажере можно привыкнуть к габаритам машины. Тебе дается задание проехать змейку, и ты ориентируешься, что нужно делать, когда резко остановиться. Или если в машине пожар, какую кнопку нажать, как включить стояночный тормоз. Полный спектр операций можно освоить!
Благодаря сотрудничеству с белорусскими партнерами, в вузе также открылась аудитория "Гидравлика. Гидромеханика", оснащенная стендами "Экспериментальная механика жидкости" и "Гидропривод и электрогидроавтоматика". Последний, не уступающий лучшим мировым образцам, предназначен для получения навыков работы с объемным гидравлическим приводом. Без знания его устройства ни управлять, ни обслуживать самосвалы БелАЗ нормально невозможно.
Сотрудничество вуза и машиностроителей из Беларуси будет продолжено. Вместе с тренажерами получены учебные материалы, содержащие самую современную информацию об автомобилях БелАЗ. А в ближайшем будущем кемеровские специалисты отправятся в город Жодино, где выпускаются самосвалы - повышать квалификацию.
БелАЗ создаст самосвал грузоподъемностью 560 тонн