Железнодорожники не сумели отстоять перед Федеральной антимонопольной службой индексацию тарифов на эти перевозки на уровень инфляции. Более того, ФАС настаивала на снижении стоимости билетов в плацкарт и общие вагоны на 10 процентов. Из-за долгого спора приказ ФАС о тарифах на 2018 год задерживался, и в начале ноября железные дороги не стали открывать продажу плацкартных билетов на январь (на билеты в купе и СВ государство тарифы не регулирует). Продажи открылись лишь после принятия решения о сохранении тарифов на уровне 2017 года, это произошло за 45 суток до 1 января, как требуют правила перевозок.
Билеты стали расходиться очень быстро, но ФПК и ФАС остались каждая при своем мнении. ФАС в своем заявлении отметила, что билеты в плацкартные вагоны иногда стоят дороже, чем в купе и даже чем на рейс бюджетной авиакомпании - и это при том, что полеты экономят время и более комфортны. ФПК парировала, что условия железнодорожных и авиаперевозок несопоставимы.
Купить билет в плацкарт можно в любой момент по фиксированной цене. Полный тариф на среднюю дальность поездки 930 километров составляет обычно 1,4 тысячи рублей.
В то же время у авиаперевозчиков низкие цены квотируются как по времени, так и по количеству мест, а разница между средним минимальным тарифом и средним максимальным в экономклассе достигает десяти и более раз, отметила ФПК в ответ на замечание антимонопольной службы. Наконец, пассажир лоукостера ограничен в бесплатном багаже, ручной клади и условиях возврата билетов.
Если посмотреть стоимость авиа- и железнодорожных перевозок на выбранных наугад направлениях, то оказывается, что билет у лоукостера из Москвы в Ростов-на-Дону на ближайшие даты стоит почти четыре тысячи рублей, а билет в плацкарт - менее двух тысяч. Полет без багажа до Петрозаводска обойдется в 3,6 тысячи, поездка в плацкарте - от одной тысячи до 1,6 тысячи. Добраться из Москвы в Казань стоит, соответственно, 2,7 тысячи и 1,4 тысячи рублей.
Стоимость билетов в купе и СВ с Федеральной антимонопольной службой не согласовывается - она зависит от сезона, направления путешествия и спроса. Здесь действует принцип динамического ценообразования, как в авиации, и обычно чем ближе к дате поездки, тем цена выше. Но бывают и акции, когда билет на верхнюю полку в купе рядом с туалетом можно купить практически за ту же сумму, что и билет в плацкартном вагоне.