Решающий тур прошел на "БелАЗе". К слову, на угольных разрезах в Кемеровской области "пашут" две тысячи таких машин.
Финалистам - командам горного института Кузбасского технического госуниверситета и гидромеханического факультета Уральского горного госуниверситета - предстояло решить реальную производственную проблему. С ней сталкиваются предприятия, эксплуатирующие карьерный транспорт: зимой на кузовы карьерных самосвалов налипает глина. Как очистить машину? Кемеровчане Евгений Райфекершт, Валерия Попова, Виктор Дмитриев и Роман Филютович под руководством капитана команды Сергея Бирюкова применили форсуночное распыление, а соперники способ вибрации. Жюри присудило победу будущим инженерам из Кузбасса.
Чемпионат, образовательный проект для студентов политехнических вузов, которые обучаются по направлению "Горное дело" и "Машиностроение", стартовал в мае. В финале же сразились победители отборочных туров в регионах. А вне зачета в соревнованиях участвовали молодые конструкторы завода "БелАЗ".
- Мы даем студентам практические кейсы - задания, основанные на реальной ситуации из жизни того или иного предприятия, - пояснила представитель компании - организатора соревнований Наталья Холодулина. - Таким образом, вовлекаем ребят в решение конкретных производственных задач.
Максимально приблизить подготовку молодых специалистов к жизни помогает соглашение о научно-техническом сотрудничестве между КузГТУ и белорусскими машиностроителями. Благодаря такому сотрудничеству у будущих инженеров-механиков по специальности "Эксплуатация карьерного транспорта" появился современный динамический автотренажер с системой визуализации, полностью имитирующий кабину большегрузного самосвала "БелАЗ-7513". Первая в России специализированная образовательно-практическая площадка оборудована прямо в учебной аудитории. Студент в кабине, словно в кинотеатре 5D, испытывает те же ощущения и нагрузки, что и водитель. В "окна"-экраны он видит дорогу, разрез, горный отвал, а когда виртуальная машина наезжает на камни, ее трясет по-настоящему. Инструктор, следящий за действиями водителя по монитору, может установить для него любой режим: день или ночь, дождь или снег, дать задания (погрузка, разгрузка, движение по змейке, заезд в ремонтный док), а потом внезапно включить функции возгорания двигателя, падения давления в системе или, скажем, отказа рулевого управления.
Вместе с тренажером сибирякам передали учебные материалы с самой свежей информацией о "БелАЗах". Заводчане планируют установку тренажеров в других российских вузах.