Вот, к примеру, размышляет Ксения Шимановская, учащаяся гимназии-колледжа искусств из небольшого белорусского города Молодечно: "Для чего нужно знать историю? Чтобы стараться не повторять ошибок прошлого, анализировать их... Для кого-то история это заколдованный круг. Круг это не тупик. В истории нет тупика, она вершилась, вершится и будет вершиться. Уходящие события будут нам уроком".
Под стать Ксюше и другие "олимпийцы". Их в Минск приехали без малого две сотни - из Москвы и 23 регионов России, из всех областей Беларуси и Минска. Многие из ребят знают твердо, что эти любимые предметы, станут когда-то главным делом их жизни. Своими знаниями русского языка и литературы они блеснули в комплексной письменной работе, а также в конкурсе риторов, в лингвистической викторине. Оценку давало жюри из самых признанных педагогических авторитетов Беларуси и России.
- Участники проявили хорошее знание материала, - говорит сопредседатель жюри, начальник НИЦ белорусского Института образования доктор педагогических наук Василий Русецкий. - Мы уделяли особое внимание тому, насколько ребята умеют вчитываться в художественный текст, интерпретировать его... Тематика была предложена самая широкая. В том числе одно из заданий посвящалось взаимодействию русской и белорусской литератур на примере образа зимней дороги в стихах Александра Пушкина и Максима Богдановича. В конечном счете мы рассматриваем задачу олимпиады в широком смысле как формирование личности в целом.
- Нынешняя олимпиада стала знаковым событием для ребят, - уверена начальник Департамента социальной политики и информационного обеспечения Постоянного Комитета Маргарита Левченко. - Здесь они проникаются идеей единства и исторического родства народов Беларуси и России, на фактах видят, что у них общие корни. Думаю, так формируется будущая элита Союзного государства.
Но получают ли победители столь престижной олимпиады какие-то преимущества при поступлении в вуз?
Как сообщили корреспонденту "СОЮЗа" в Министерстве образования Беларуси, ежегодно в этом ведомстве на основании Указа Президента Республики Беларусь N 80 "О правилах приема лиц для получения высшего образования 1 ступени и среднего специального образования" принимаются постановления, регламентирующие поступление в вузы победителей международных олимпиад. Так, постановлением Минобра от 16 марта 2017 года N 23 утвержден перечень международных олимпиад, победители которых, удостоенные дипломов I, II, III степеней, имели право на зачисление без вступительных экзаменов в белорусские вузы для получения высшего образования первой ступени в 2017 году.
В этом перечне под номером 11 значится и олимпиада школьников Союзного государства "Россия и Беларусь: историческая и духовная общность". Ее победители могут без экзаменов поступать на специальности филологического профиля, где первым профильным предметом на экзаменах являются русский язык и литература. Это следующие специальности: русский язык и литература, русский язык и литература и иностранный язык, русская филология и славянская филология. Помимо этого, в Беларуси граждане страны - победители международных профильных олимпиад получают помощь из президентского фонда поддержки одаренной учащейся молодежи.
Что касается России, то здесь ситуация иная: в перечень олимпиад, дающих льготы при поступлении в российские вузы, олимпиада школьников Союзного государства "Россия и Беларусь: историческая и духовная общность" не входит. В российском совете олимпиад школьников (РСОШ) нам рассказали, что для включения в этот перечень олимпиада должна соответствовать определенным критериям: проводиться не менее двух или трех лет подряд, число участников должно быть больше 200 человек, задания исключительно творческие, обязательно наличие сайта олимпиады, полной информации о победителях... Но россияне - победители и призеры олимпиады школьников Союзного государства, поступившие в вузы или колледжи России, могут рассчитывать на надбавку к стипендии - 20 тысяч рублей ежемесячно. Этот грант получает тот, кто учится на бюджетном отделении без "троек" и пересдач. В прошлом году в перечне было 62 таких состязания. В этом - 191.
Есть еще один острый вопрос, на который мы не смогли пока получить четкого ответа от профильных ведомств: может ли россиянин, победивший в союзной олимпиаде школьников, без испытаний поступить на филфак белорусского вуза, а белорус, соответственно, на филфак российского вуза?
Может быть, в этом ничего страшного и нет, ведь сильный абитуриент всегда себе дорогу пробьет. Вот и белоруска Анастасия Береза, абсолютная победительница олимпиады прошлого года, сейчас успешно учится на филологическом факультете престижного Санкт-Петербургского университета. И все-таки еще одна возможность помочь таланту, конечно же, не была бы лишней... Тем более если речь идет о построении единого образовательного пространства Союзного государства.
Российские эксперты выделяют три уровня конкурсов. От них зависит, какую льготу получат победители и призеры. Самые ценные - олимпиады первого уровня. В них должны участвовать не менее 25 российских регионов, от каждого - не меньше 5 человек. 30% школьников не должны учиться в выпускных классах. Половина заданий - повышенной сложности.
Второй уровень - не менее 12 регионов или не менее двух федеральных округов. Причем в каждом округе в олимпиаде должны участвовать больше половины краев, областей и республик. Число школьников невыпускных классов - до 25%. Заданий повышенной сложности должно быть не менее 40%. Третий уровень - хотя бы шесть регионов-участников и минимум 20% учеников, которые не учатся в 11-м классе. Трудных заданий тут 30%. Список с уровнями, который готовят эксперты, утверждает Минобрнауки России.
Информацию о победителях и призерах олимпиады заносят в специальный реестр одаренных детей, которые в перспективе смогут рассчитывать на поддержку и педагогическое сопровождение. Эта работа в стране только началась.
Подготовила Ирина Ивойлова
Редакция газеты "СОЮЗ" надеется получить и в России, и в Беларуси ответы на вопросы, поставленные в материале "Баллом не вышли". Мы хотим продолжить этот важный разговор с участием читателей и ответственных лиц.
Редакция рассчитывает, что в итоге будут преодолены все препятствия на всех уровнях в обеих странах и победители олимпиады школьников Союзного государства получат такие же права, какими обладают победители национальных творческих конкурсов.