На днях в Интернете появились кадры, снятые камерой наблюдения еще летом. На них один из пациентов выходит из палаты, несколько раз падает на пол, ударяясь головой - и затылком, и лицом. Медперсонал не проявляет к окровавленному мужчине никакого интереса.
Итог - пациент впал в кому и скончался через несколько дней. Местное следствие не стало заводить уголовное дело. А врачи заявили, что мужчину привезли после драки и он был пьян. Хотя непонятно, могут ли такие аргументы объяснить неоказание помощи. Запись увидели в центральном аппарате СКР, и глава Следственного комитета Александр Бастрыкин велел перепроверить отказ подчиненных и выяснить, от чего скончался мужчина - от полученных в драке травм или после падений в больнице.
Корреспонденту "РГ" в СКР объяснили, что возбуждено уголовное дело по статьям 293 УК РФ (халатность, повлекшая по неосторожности смерть человека) и 125 УК РФ (оставление в опасности).
- Учитывая то обстоятельство, что ранее по факту гибели мужчины региональным следственным подразделением уже проводилась проверка, результатом которой стал отказ в возбуждении уголовного дела, председатель Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин поручил центральному аппарату ведомства проконтролировать процессуальные решения по указанному происшествию, - уточнили корреспонденту "РГ" в следственном ведомстве.
Алексей Куприянов, почетный адвокат России
Вопрос ответственности медицинского персонала в этом вопиющем случае распадается на два аспекта. Во-первых, это нарушение общепринятых этических норм и нарушение этических норм врачебной деятельности. Во-вторых - возможность дисциплинарной, административной или уголовной ответственности лиц, причастных к столь тяжким последствиям.
Этическая сторона вопроса была описана еще в древнегреческой клятве Гиппократа и ее современной интерпретации "клятве российского врача", текст которой утвержден Законом "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
Древние греки первыми сформулировали "принцип милосердия" - обязательство оказания помощи больному.
Христианская этика и этика большинства других религий восприняла от греков "принцип милосердия", даже расширив его границы. Помоги попавшему в беду, слабому, немощному…
По нашему Трудовому кодексу выговор или более строгое наказание можно объявить только лицам, непосредственно ответственным за лечение этого пациента. Медсестрам и санитарам в рассматриваемом случае точно ничего не грозит.
В отношении прошедших мимо врачей, не имеющих отношения к больному, можно было бы вынести дисциплинарное наказание с опорой непосредственно на "клятву врача", а в некоторых случаях на устав лечебного учреждения, но такая ответственность в системе действующих правовых предписаний не очевидна. Велика вероятность отмены этого наказания в судебном порядке.
Это же касается и применимости статьи 125 УК РФ "Оставление в опасности" к "посторонним" медикам. Вряд ли с юридической точки зрения можно говорить об оставлении в опасности уже находящегося в больнице.
Ответственность за смерть пациента может наступить только по общим дисциплинарным, административным и уголовным составам, карающим за ненадлежащее лечение, а не потому, что смерть наступила ввиду таких вопиющих обстоятельств именно в коридоре.
Если человеку в больнице не оказана надлежащая медицинская помощь или имела место фатальная ошибка в лечении, то будут наказаны только лица, в компетенцию которых входило обеспечение правильного лечения. В частности, по статье 124 УК РФ "Неоказание помощи больному". Их-то, похоже, возле умершего больного как раз и не было. Ответственность может иметь и гражданско-правовые формы - возмещение ущерба и морального вреда, в том числе близким родственникам.
Но всякая уголовная ответственность за неоказание помощи больному в смоленской больнице может иметь место только и исключительно в том случае, если будет установлена прямая причинно-следственная связь между нахождением больного в коридоре без медицинской помощи и наступлением смерти.
Иначе говоря, если судебно-медицинская экспертиза придет к выводу, что своевременная медицинская помощь могла бы предотвратить смерть пациента. Что, конечно, вовсе не очевидно.