Торжественная передача главного финансового документа состоялась на собрании депутатов. Открывая его, Дмитрий Асанцев подчеркнул, что бюджет формировался в непростое для экономики время. Как известно, еще в 2015 году на десять процентов был снижен норматив отчисления по НДФЛ в бюджет города. Последствия этого город ощущает до сих пор, так как его развитие теперь зависит от межбюджетных отношений и предоставляемых субсидий по важнейшим направлениям расходов.
При этом, как считает Асанцев, в следующем году важно сохранить приоритеты развития города и выполнение социальных гарантий.
- Проект бюджета можно назвать "напряженным", - сказал спикер горсовета. - Нам предстоит решать задачи по обеспечению жизнедеятельности, развитию города и сохранению социальной стабильности в условиях острого дефицита бюджета. Но у нас есть хорошие результаты по реализации федеральных проектов и программ "Безопасные и качественные дороги" (БКД), "Формирование комфортной городской среды". Это отмечено и на федеральном уровне. Надеюсь, в 2018-м работа по ним продолжится, и город получит финансирование на уровне текущего года. Еще один приоритет - участие в федеральном проекте по строительству школ. В Новосибирске данная проблема ощущается довольно остро, поэтому необходимо приложить все усилия для ее успешного решения. Наша задача - принять максимально реалистичный и сбалансированный бюджет на 2018 год. Распределение бюджетных средств должно быть прозрачным и учитывать интересы всех новосибирцев.
Дмитрий Асанцев выразил надежду, что обсуждение проекта бюджета и плана социально-экономического развития Новосибирска будет проходить совместно со специалистами мэрии и приведет к выбору оптимального варианта.
По данным мэрии Новосибирска, динамика поступления средств в бюджет снижается. Оптимизация расходов более чем на 500 миллионов рублей не позволила сбалансировать бюджет без дефицита. Объем расходов на капитальные вложения за счет собственных средств на 2018 год составляет только 780 миллионов рублей, а с учетом межбюджетных трансфертов - 1,3 миллиарда. Это связано в том числе с тем, что в 2017 году начали действовать поправки в федеральный закон № 44, которые не оставили городу возможности для финансового маневра и планирования работ с оплатой в кредит.
Депутаты горсовета отмечают: самое крупное муниципальное образование, каким является Новосибирск, не должно "ходить с протянутой рукой", поэтому предлагают усилить взаимодействие с налоговыми органами, что должно привести к повышению собираемости платежей и сокращению недоимки. К примеру, сейчас задолженность по оплате аренды земли в Новосибирске достигла 3,7 миллиарда рублей. Причина кроется в снижении платежеспособного спроса населения на жилье и ухудшении финансового состояния застройщиков.
Участники обсуждения согласны с тем, что городу нельзя снижать темпы развития. Для этого необходимо сосредоточить средства на приоритетных направлениях и искать дополнительные источники доходов в бюджет. Так, для участия города в федеральной программе по строительству новых школ бюджетные средства предусмотрены на три года вперед. В 2018-м ожидается получение федеральных и областных субсидий на строительство школы на улице Титова, на 2019-2020 годы поданы заявки на реконструкцию школ в жилмассивах Южно-Чемской и Родники. Участие в федеральных программах "БКД" и "Формирование комфортной городской среды" позволит получить дополнительные средства, например, на ремонт дорог - не менее миллиарда рублей.
Общий объем межбюджетных трансфертов на 2018 год, предусмотренный в проекте бюджета, пока составляет чуть более 14 миллиардов рублей. Однако и в 2017 году первоначальная сумма межбюджетных трансфертов была на 1,5 миллиарда рублей ниже, чем в уточненном документе. Из них более 400 миллионов рублей поступило в городскую казну в результате деятельности рабочей группы по анализу межбюджетных отношений Новосибирской области и Новосибирска.
Занимаясь оптимизацией расходов, мэр Анатолий Локоть предложил начать с себя и возобновить работу комиссии по административной реформе. Депутаты поддержали это предложение, отметив, что в мэрии есть направления, по которым можно оптимизировать структуру управления. В первой декаде декабря пройдет заседание комиссии с участием депутатов, которая уточнит параметры оптимизации аппарата мэрии.
Депутат Наталья Пинус обратила внимание, что вне программы БКД остались городские дороги, в частности - в Советском и Первомайском районах. И попросила пре-дусмотреть средства на ремонт этих магистралей.
- Вызывает озабоченность серьезное сокращение расходов на текущий ремонт образовательных учреждений. Мы говорим, что улучшение материально-технической базы школ в приоритете, но при этом уменьшаем их финансирование, - отметил заместитель председателя Совета депутатов Новосибирска Юрий Зарубин.
Председатель комиссии по научно-производственному развитию и предпринимательству горсовета Игорь Салов призвал разобраться в структуре расходов на закупку учебников и школьного оборудования. По мнению руководителя комиссии по бюджету и налоговой политике Валерия Черных, работа над увеличением собственных доходов и снижением объема дефицита должна быть приоритетом и мэрии, и депутатского корпуса.
Несмотря на трудности, бюджет Новосибирска в следующем году сохранит свою социальную направленность. Защищенные статьи расходов включают в себя заработную плату работникам бюджетной сферы, уплату налоговых и коммунальных платежей, социальные выплаты гражданам, публично-нормативные обязательства, расходы на обслуживание муниципального долга. В 2018 году на их финансирование придется более семидесяти процентов расходной части, а затраты на самую весомую отрасль - образование - составят почти шестьдесят процентов бюджетных расходов.
Принимая проект главного финансового документа Новосибирска, председатель горсовета Дмитрий Асанцев отметил, что проект прошел публичные слушания. А 1 декабря будет внесен на сессию Совета депутатов Новосибирска в первом чтении. До 22 декабря депутатам на заседаниях постоянных комиссий и во время сессий предстоит внимательно изучить предлагаемые параметры бюджета, внести свои корректировки и в итоге принять бюджет с максимально взвешенными параметрами. Дмитрий Асанцев призвал депутатов к конструктивной работе над бюджетом.
- От того, как мы с вами поработаем и какие решения примем, зависит развитие нашего города и комфорт каждого новосибирца, - сказал в завершение спикер.
Дмитрий Асанцев, председатель Совета депутатов Новосибирска:
- Мы должны продолжить работу по выполнению наказов избирателей и находить возможности финансировать эту работу. В плане реализации есть наказы, исполнение которых не требует больших финансовых затрат, но может решить конкретную проблему учреждения, дома или микрорайона. Например, связанные с благоустройством территорий и оборудованием детских и спортивных площадок. Также важно прикладывать все усилия для участия города в федеральных программах и проектах. Мы рассчитываем на поддержку областного бюджета за счет предоставления дополнительных объемов субсидий. Обсуждая проект бюджета, мы должны прийти к лучшему из вариантов, а в дальнейшем депутатский корпус будет нести ответственность за выполнение принятого бюджета.
Между тем
Расходы Новосибирска превысят доходы. Доходная часть бюджета Новосибирска в 2018 году составит 37,5 миллиарда рублей, расходная - 38,9 миллиарда. Дефицит в главном финансовом документе - 1,35 миллиарда рублей, но к 2020 году планируется его снижение до 800 миллионов. На 2018-й прогноз по собственным доходам муниципалитета составляет 23,4 миллиарда рублей, что всего на два процента выше, чем в 2017 году.