В феврале нынешнего года руководители оборонных предприятий провели в Москве круглый стол. Эксперты обсуждали наиболее болезненные для участников цепочки ГОЗ проблемы. Одна из них - ценообразование. Вероятно, намереваясь избавиться от негативных явлений в системе (например, нецелевого использования средств), государство постепенно пришло к тому, что значительно сократило возможность получения прибыли при производстве данной продукции. Мотивы такого регулирования ясны: у страны дефицитный бюджет, и в этих условиях нельзя "жировать" на гособоронзаказе.
Однако результат оказался в целом отрицательным. Лишившись возможности получать прибыль, предприятия утратили и возможность развиваться, совершенствовать технологии - а это, в свою очередь, сказалось на качестве продукции. Уникальные передовые технологии (а именно они определяют в конечном итоге обороноспособность страны) не терпят остановок: прекратил исследования, свернул научный поиск - значит, безнадежно отстал от мировых конкурентов. К счастью, в России это осознали, и сейчас обсуждается вопрос пересмотра ограничений прибыли для оборонных предприятий. Прибыль должна быть, но с важным условием - деньги надо тратить исключительно на развитие производства и никуда больше. Это я считаю правильным.
Второй фактор, который также требует новых подходов, - экспорт продукции двойного назначения. В нынешнем году наше предприятие было вынуждено значительно сократить объемы производства в связи с уменьшением экспортной доли. Сужение возможностей экспорта связано не только с зарубежными санкциями (кстати, США продлили санкции в отношении нашего предприятия, введенные в 2015 году), но и со сложностями при получении лицензий на экспорт продукции.
В начале 2017 года с лицензированием был абсолютный провал, но сейчас ситуация исправляется. Государство осознало, что тотальные запреты вредят не только отдельным предприятиям, но и экономике страны в целом. Правила игры и регулирование экспорта российской стороной сейчас уточняются с учетом наших интересов. Совершенно ясно, что оборонная продукция, выпущенная нами, не должна оказаться у потенциального противника, в том числе у международных экстремистских организаций. И контролировать необходимо как раз эту цепочку - мы должны не закрывать экспорт как таковой, а добиваться гарантий, что партнеры будут использовать приобретенные у нас изделия по заявленным в контракте целям. Это возможно, в мире такая система отлажена и эффективно работает.