К демонстрации фильма в кинозале "Ленфильма" через телепортал "Культура.рф" и социальные сети подключились зрители из разных уголков страны. А скайп-включения из Астрахани, Тюмени, Москвы и залов Президентской библиотеки позволили привлечь к дискуссии после просмотра фильма специалистов: крупных учёных-историков, киноведов, архивистов.
"Перед судом истории" - одна из пяти картин, которые были показаны в рамках ретроспективы "Революция на экране" на 16-м Международном кинофестивале дебютных фильмов "Начало". Этот фестиваль прошел в городе на Неве, а центром его проведения стал "Ленфильм". Фестиваль адресован прежде всего молодежной аудитории, в его программе почти сто фильмов начинающих режиссеров. Но организаторы посчитали полезным и нужным показать молодым и советскую историческую классику. В ретроспективе "Революция на экране" зрители смогли посмотреть фильмы "Октябрь" Сергея Эйзенштейна, "Первороссияне", "Залп "Авроры"", а также легендарного "Начальника Чукотки" Виталия Мельникова.
Но в этом ряду лента "Перед судом истории" стоит особняком.
- Во-первых, у нее необычный, редчайший жанр: она и документальная, и художественная одновременно, - сказал, предваряя дискуссию, генеральный директор киностудии "Ленфильм" Эдуард Пичугин. - Во-вторых, можно только удивиться тому, что эта картина, где крупным планом показан ярый антикоммунист, идеолог белого движения, монархист и националист Василий Шульгин, смогла увидеть свет на излете оттепели, в 1965 году.
Примечательно, что режиссер Фридрих Эрмлер был абсолютным антагонистом своего героя. Ярый ленинец, большевик с дореволюционным стажем, он сохранял свои убеждения до конца жизни. И фильм "Перед судом истории" был задуман как диспут с "врагами", идеологию которых победил сам ход истории. Однако обаяние 86-летнего Василия Шульгина, его богатейший исторический и житейский опыт, талант публициста и масштаб личности произвели такое впечатление на режиссера, что фильм получился прямо противоположным первоначальному замыслу. Во всяком случае, сегодня он смотрится совсем по-иному, чем во время съемок: трагедия Шульгина вызывает у зрителя гораздо больше симпатии, чем плакатно-советские лозунги дискутирующего с ним в фильме условного Историка (его роль сыграл Сергей Свистунов, до конца жизни считавший эту работу своим позором). Не случайно после нескольких показов в 1965 году в Москве и Ленинграде фильм практически сразу сошел с экранов.
Фоторепортаж: Фильм "Перед судом истории" представили в рамках ретроспективы "Революция на экране" в ПетербургеСценарист Владимир Вайншток (он же является сценаристом культового фильма "Мертвый сезон") и консультант картины, куратор от КГБ генерал Филипп Бобков изначально предполагали, что оппонировать Шульгину на экране будет сам режиссер. Но Эрмлер отказался от этого плана.
- Выбрать фигуру, равновеликую по масштабу Василию Шульгину оказалось не так-то просто, - рассказывает доцент Института истории Санкт-Петербургского государственного университета, доктор исторических наук Александр Пученков. - Первоначально предполагалось, что фильм будет называться "Эмигранты" и помимо Шульгина там будут присутствовать другие деятели белого движения. Предполагалось, что оппонировать им будут участники Гражданской войны, соратники Ленина. Эрмлер даже вел переговоры, например, с Кржижановским, который был с Лениным на "ты".
Но по разным причинам эти варианты отпали. Как отпал и вариант диспута с "возвращенцами". А красавец-артист Владислав Стржельчик, которому также предлагали сыграть роль Историка, сам отказался от нее.
Однако большая человеческая искренность и дотошный профессионализм, присущий режиссеру Эрмлеру, не позволили свести этот пропагандистский по задумке фильм к простой агитке. Тщательно снятые сцены в императорском салон-вагоне, где Шульгин подробно рассказывает, как он принимал отречение царя от престола, сцены на Парижском кладбище Сент-Женевьв де Буа, где по словам Шульгина, упокоены не только персоны, но и иллюзии эмиграции, нельзя смотреть без волнения. Такая документалистика "переигрывает" любые игровые эпизоды.
Примечательно, что петербургский композитор Сергей Слонимский, который написал музыку к этому фильму, получал в свое время упреки за то, что она вышла у него "чересчур выразительной".
Киновед и историк кино Петр Багров отмечает еще одну важную особенность представленной ленты: она является фотографией оттепельного времени.
- Эрмлеру удалось невозможное, - подчеркивает он. - Еще несколько месяцев позже - и запустить этот фильм в производство он уже не смог бы. Еще бы! Сделать героем человека, олицетворяющего контрреволюцию, 12 лет отсидевшего в советских тюрьмах.
Как известно, Шульгина в 1945 в Югославии похитили советские котрразведчики, вывезли в нашу страну, где он был осужден, приговорен к 25 годам заключения, из которых отбыл только 12 (отсидел во Владимирском централе), после чего всю оставшуюся жизнь провел в городе Владимире. Более того, в 1956 году он был приглашен как гость на ХХ съезд партии, разоблачивший "культ личности".
Первые кадры фильма, где Шульгин сходит с трапа самолета, элегантный, полный спокойного достоинства, не дают усомниться: прибыл из-за границы. И школьницы на набережной, отмечающие свой последний школьный звонок, принимают его за иностранца.
А между тем Шульгин в это время жил практически нищим: киногруппа вынуждена была купить ему для съемок приличное пальто.
В ходе обсуждения ведущая вечера, директор Северо-Западного филиала "Российской газеты" Анжелика Гурская, адресовала вопрос, прозвучавший в фильме "Был ли шанс у белой эмиграции восстановить былую Россию?" Семену Экштуту. Заместитель шеф-редактора журнала "Родина", доктор философских наук Семен Экштут принимал участие в разговоре из резервного центра Президентской библиотеки в Москве.
- Думаю, что нет, - ответил он. - И причины этого отчетливо осознавал сам Шульгин. О чем он и сказал в фильме. Это - отсутсвие единой идеи в среде эмиграции, отсутствие программы действий и отсутствие вождя. "Бытовые свары и обыденщина победили наши идеи".
Примечательно, что когда этот фильм уже в наши дни был показан на фестивале в Волгограде, он собрал аншлаги. Просмотр, организованный "Ленфильмом", Президентской библиотекой и "Российской газетой", вызвал интерес более четверти миллиона пользователей соцсетей.
А генеральный директор Президентской библиотеки Александр Вершинин и его команда пригласила всех заинтересованных обратиться к фондам книгохарнилища.
- Среди наших единиц хранения имеется не только архивное дело Шульгина, но и его письма, фотографии, стенограммы его выступлений, книги и газеты с его статьями, - подчеркнул Александр Вершинин. - И даже афиша этот фильма, выпущенная в 1965 году.
- Наша историография нередко грешила тенденциозностью, - отметил и главный научный сотрудник Президентской библиотеки Павел Федоров. - Но сегодня мы готовы предоставить читателям свидетельства очевидцев. В том числе и из фонда устной истории, который начали формировать. Ведь паузы, которые делает в фильме Шульгин, его молчание и мимика подчас кажутся громче слов.
Режиссер Фридрих Эрмлер очень боялся, что из-за преклонных лет и слабого здоровья "Дед", как называл он Шульгина, может не дожить до окончания съемок. На самом деле спустя два года после выхода фильма на экран от инфаркта умер сам Эрмлер. Шульгин пережил его на десять лет.
К сожалению, в окончательный вариант фильма не вошли его финальные слова о "вселенском звере, живущем в каждом из нас". О том, что только всемерная борьба с ним способна остановить свирепствующие войны. Тем не менее, кадры, запечатлевшие время "Перед судом истории", побуждают оценить сделанное и Шульгиным, и Эрмлером с нового ракурса. А значит, суд истории продолжается.