А ведь на производство пищи потрачены миллиарды долларов и тонн сырья, мегаватты энергии, "океаны" воды, усилия целой армии людей. И хотя в ведущих странах принимают меры, чтобы как-то решить проблему, эффект крайне мал. Масштабы выбросов практически не снижаются.
В принципе, один из выходов предложен давно - превращение пищевых отходов в биотопливо. В мире уже есть две коммерческих технологии. Например, из отходов выделяется жировая фракция, из которой производят дизельное топливо. При другом варианте выделяется углеводородная фракция и с помощью ферментов превращается в спирт.
- Однако масштабы переработки пищевых отходов в топливо остаются мизерными, - сказал корреспонденту "РГ" заведующий лабораторией Объединенного института высоких температур РАН кандидат технических наук Михаил Власкин. - Одна из причин в том, что пищевые отходы надо предварительно разделять. А это, как ни странно, очень непростое, хлопотное дело. Кроме того, надо применять две "индивидуальные" технологии, что, естественно, не способствует массовому внедрению. Мы предлагаем универсальный метод. Он позволяет вообще ничего не сортировать, а перерабатывать сразу все пищевые отходы.
В основе универсальной технологии так называемое гидротермальное сжижение. На первый взгляд, суть предельно проста. "Если на пальцах, то в бочку загружается порция любых пищевых отходов, под давлением они нагреваются, и на выходе получаем биотопливо", - говорит Власкин. Но, как говорится, дьявол в деталях. Не случайно, как только в международном журнале появилась статья российских ученых, к ним пошли обращения из самых разных стран, в том числе США и Японии. "И тогда мы поняли, что данной проблемой в мире активно занимаются, - говорит Власкин. - До этого мы не встречали сообщений об аналогичных работах. Нет желающих раскрывать карты, рассказывать об этих исследованиях, очень важных и перспективных. Естественно, и мы свою "кухню" не раскрыли". Только для неспециалистов технология кажется примитивной, на самом деле в ней много подводных камней. Ноу-хау россиян - в подборе режимов температуры и давления, времени процесса, специальных добавках, катализаторах и т.д.
Интерес зарубежных специалистов понятен. Анализ показал, что полученное россиянами вещество по длине углеводородных цепочек, молекулярному разнообразию и другим параметрам напоминает нефть. Но самое главное, что после определенной обработки ее можно заливать в бензобак автомобиля.
Уже построена опытная установка, которая позволяет из килограмма пищевых отходов получить полкилограмма твердого топлива и около 300 грамм бионефти. По словам Михаила Власкина, новой технологией уже заинтересовалась промышленность, и сейчас идут переговоры о создании крупной опытно-промышленной установки.
Работа выполняется по гранту Российского научного фонда совместно с учеными Сколковского института науки и технологий.