Общая стоимость проекта, нацеленного на "значительное импортозамещение иностранной аудиотехники высококачественными моделями российского производства", составляет 737,9 миллиона рублей, из которых 359,7 миллиона - льготный заем ФРП. Остальные средства привлечет госкорпорация "Ростех", в которую завод вошел совсем недавно. Предприятие, основанное на заре радиофикации в 1927 году, стало настоящим историческим брендом, известным по всему миру. На пике развития производства завод обеспечивал рабочими местами восемь тысяч человек. Начинали здесь с выпуска первых российских радиоприемников, а в конце прошлого века предприятие обеспечивало всю отечественную телефонию, а также всю армию микрофонами, телефонами, гарнитурами для средств связи. А его гражданская продукция - профессиональные микрофоны, слуховые аппараты и прочее.
К слову, именно в микрофон "Октавы" Гагарин сказал свое знаменитое "Поехали!". На известной фотографии первого космонавта в скафандре четко видны тульские микрофоны "ДЭМШ". Продукция "Октавы" по-прежнему пользуется популярностью по всему миру, и даже такие мэтры рока, как U2, Стинг, Iron Maiden, Radiohead, и другие используют микрофонную технику тульского производства.
В последние годы все ключевые показатели деятельности предприятия пошли на спад. Как сообщили в пресс-службе госкорпорации, падение выручки по итогам 2016 года составило 30 процентов по отношению к предыдущему периоду. Износ оборудования достигает 90 процентов - при том, что его средний возраст превышает 30 лет, а загрузка - менее 15 процентов. Персонал также загружен лишь наполовину, при высоком уровне затрат на содержание (из которых большая часть приходится на заработную плату административного и общехозяйственного персонала) - это тоже серьезная проблема. "Отсутствуют новые продукты и сокращаются каналы сбыта, при этом функции маркетинга и продаж на предприятии не существуют. Все эти проблемные области без резкого повышения управленческой и производственной эффективности являются уже самостоятельно непреодолимыми", - отмечают в госкорпорации.
Весной этого года Ростех подтвердил свое намерение восстановить это почти легендарное производство. К тому же завод до сих пор является единственным в стране разработчиком и производителем уникального электроакустического оборудования. "До решения наблюдательного совета предприятие входило в объединенный холдинг "Росэлектроника" и воспринималось менеджментом как непрофильный актив, что в том числе послужило причиной снижения финансовых показателей деятельности завода и оттока кадров", - сообщили в корпорации.
На данный момент разработана стратегия развития предприятия, цель которой - в ближайшие несколько лет существенно повысить эффективность управления за счет сокращения непроизводственных расходов, оптимизации численности управленческого персонала, вывода новой продукции, а также выхода на смежные рынки. Согласно стратегии, эти меры позволят к 2020 году продавать продукции на миллиард рублей. Для этого было принято решение о передаче завода в прямое управление Ростеха, под управление директора по особым поручениям госкорпорации Василия Бровко.
- Несмотря на серьезный износ оборудования, необходимость значительных инвестиций, выпускаемые здесь микрофоны до сих экспортируются на зарубежные рынки, в первую очередь в Германию и США. Это говорит о том, что в основе есть продукт, а значит, и реальные перспективы возрождения легендарного предприятия, - цитирует пресс-служба госкорпорации генерального директора Сергея Чемезова.
Планируется, что предприятие возродит и модернизирует производство профессиональных микрофонов, гарнитур и наушников. Заем ФРП будет направлен на приобретение современных токарных, фрезерных станков с числовым программным управлением (ЧПУ), а также специфического оборудования для опытно-конструкторских работ в сфере акустики. Часть микрофонной продукции гарнитур и наушников будет экспортироваться в страны ЕС, Северной и Южной Америки. В настоящее время основная масса студийных микрофонов предприятия экспортируется в США, Канаду, Европу и другие регионы мира. Рыночная доля предприятия на европейском рынке составляет 10 процентов.
Василий Бровко, директор госкорпорации "Ростех" по особым поручениям:
- В рамках новой стратегии мы обозначили себе ориентир, что выручка предприятия должна расти в среднем на 35 процентов в год. Только такими значительными темпами мы сможем преодолеть кризисное состояние завода и к 2020 году перейти к устойчивому росту. В ближайшие пару лет предполагается выход на смежные рынки и запуск производства новых проводных и беспроводных наушников для массового потребителя - это направление должно в перспективе занять до 50 процентов от выручки предприятия.