По экспертным оценкам, оборот "серого" топлива в России составляет до 10 миллионов тонн в год. Как считает президент Российского топливного союза Евгений Аркуша, рост оптовых цен у нефтекомпаний подталкивает многие независимые АЗС, которых у нас в стране больше, чем сетевых, закупать контрафакт.
Контроль за деятельностью АЗС возложен на Росстандарт. Но плановые проверки можно проводить лишь раз в три года. Этого явно недостаточно. В Росстандарте разработали методические рекомендации для проведения общественного контроля на АЗС. Как пояснили в пресс-службе ведомства, заинтересованные в проверках общественники будут внесены в специальный перечень Росстандарта. По мнению главы Росстандарта Алексея Абрамова, разработанные рекомендации помогут повысить эффективность комплексного контроля за качеством топлива. Но для того, чтобы результаты общественных проверок были признаны, необходимо будет соблюсти ряд требований. Заключить договор с лабораторией, которая будет проверять топливо. Сформировать группу общественных контролеров в составе двух-трех человек, предупредить руководство и персонал АЗС, что проводится забор топлива. Все действия надо фиксировать на фото- и видеоаппаратуру. Для подтверждения непредвзятости контроля общественникам рекомендуется проводить тесты сразу на пяти АЗС разных компаний. Причем в первой половине дня. Если выявлены нарушения, документы с комментариями владельцев заправки будут передаваться в Росстандарт и прокуратуру.