30.11.2017 03:07
Томск

Как повысить эффективность энергетических предприятий в Сибири

Государство должно выступать арбитром между монополистом и потребителем
Текст:  Марина Боброва (Томск)
Российская газета - Экономика Сибири: №271 (7437)
Исполнительный директор ООО "Горсети" Максим Резников - типичный руководитель нового поколения: он хорошо образован, занимается спортом, много путешествует, обладает широкими взглядами. У него прекрасная семья. Кроме 20-летнего опыта работы в коммунальной энергетике имеет опыт хождения во власть - был городским депутатом, заместителем мэра Томска по городскому хозяйству. Нынче осенью, вопреки расхожей мудрости, решил "второй раз войти одну реку" - вновь баллотировался в гордуму и выиграл выборы.
Читать на сайте RG.RU

Максим Владимирович, совсем недавно коллеги по городской Думе избрали вас председателем комитета по городскому хозяйству. Шаг с их стороны вполне ожидаемый: как говорится, кому, если не вам. А вы сами, думается, отдаете себе отчет в том, что теперь томичи на вас всех собак повесят - придется отвечать и за управленческие решения мэрии, и за "субъект", и даже за саму федерацию. Вот вы не так давно побывали в Министерстве строительства и ЖКХ России на совещании, посвященном новому порядку обращения со счетчиками…

Максим Резников: Это был всего лишь один из вопросов, причем далеко не самый главный.

Допустим. Но обывателя именно он волнует больше всего. Перед отъездом в Москву вы обронили фразу, которую впоследствии повторила Любовь Яровая: "Вы же не ходите в магазин со своими весами?". Получается, вашу позицию - счетчиками должны заниматься те, кто продает ресурс, - разделяют многие. Так что, нас скоро ожидает очередная реформа коммунальной энергетики?

Максим Резников: Не думаю. Идет упорядочивание взаимоотношений всех участников процесса, от энергетиков до потребителей. Повторю: вопрос счетчиков - частный, это, скорее, предмет для спора внутри профессионального сообщества. Кому конкретно из энергетиков будет поручена эта "почетная обязанность", пока точно сказать нельзя, но для меня очевидно, что она должна быть возложена на профессионалов, а не на потребителя. Ведь каждый должен заниматься своим делом: учитель - учить, энергетик - обеспечивать электроэнергией. Но я бы предпочел, чтобы решение, каким бы оно ни было, не принималось до того, как оно будет достаточно проработано. Больше всего раздражает именно изобилие скороспелых, непродуманных действий. Я двадцать лет назад пришел в стабильную, как тогда казалось, отрасль. Но тут случилась реформа, и до сего дня энергетика продолжает переживать "эпоху перемен" - больших и малых, и конца ей не видно.

Так уж одна энергетика?

Максим Резников: Разумеется, это касается не только нашей отрасли. Каждый день кто-нибудь из депутатов выходит на трибуну с инициативой. Только приняли один закон - ни подзаконных актов еще нет, ни механизм реализации неясен, - как его начинают править. Левые, правые, либералы, коммунисты… В итоге даже разумное начинание превращается в аморфное нечто. А ведь от нас требуют исполнения закона. Пока мы чешем голову - как бы это сделать, и делать ли вообще, - появляется новый законопроект.

Знаете, я обратил внимание на одно из предвыборных обещаний Трампа - он его не выполнил, но мысль была здравая: каждый, кто выступает с инициативой принятия нового закона, должен указать, какие из принятых требуется отменить. Нам бы не мешало, прежде чем внести один закон, отменить несколько неработающих.

Законотворческий зуд - наша беда номер один. После принятия закона следуют расшифровки, комментарии к нему, пояснения, и так - вплоть до отмены первоначальной трактовки в Верховном суде. Есть хорошая пословица: "Лучшее - враг хорошего". Это о той ситуации, когда, не доделав одно, берутся за другое. Энергетика - строго регламентированная отрасль, и лишнее усложнение только запутывает всех - и потребителей, которые хотят разобраться в ситуации с точки зрения своих прав, и энергетиков, которые хотят действовать в понятной и четкой системе координат.

Одно обстоятельство предполагает минимум второе, как "дураки и дороги". Значит, "враг" первый - чересчур инициативные законодатели. А второй?

Максим Резников: Управленцы широкого профиля. Гламурные топ-менеджеры, изучавшие экономику и жизнь вообще по учебникам. Именно они сегодня наверху. В своих престижных университетах они научились рисовать кубики, даже не понимая, что каждый кубик - это многотысячный коллектив, который невозможно просто так стереть с доски.

Есть какой-то способ бороться с засильем теоретиков?

Максим Резников: Я бы вернулся к практике советских времен, когда занять руководящий пост мог только человек, не менее пяти лет проработавший в отрасли. Сначала "оттруби на земле", пойми суть отрасли, ее потребности, поруководи коллективом в пятьдесят-сто человек, выдай им зарплату, заплати налоги, а потом рассуждай о макроэкономике и учи людей, всю жизнь посвятивших отрасли. И посмотришь потом, каково это - подгонять живую жизнь под схему в импортных книжках.

Принято считать, что "они" вправе учить "нас", потому, что "мы" работать не умеем. И производительность труда у нас низкая, и организация никакая, и законов рынка не понимаем.

Максим Резников: Что касается законов рынка, то когда-то энергетику приравняли, условно говоря, к производству колбасы, но время все расставило по своим местам. Государство не может полностью отпускать на волю отрасли, где главная составляющая - социальная.

Энергетика - не только прибыль и экономика, это, прежде всего, социальная составляющая, безопасность и комфорт людей. Потому эффективность энергетики оценивается не только в рублях. При нынешних платежеспособности населения и развитии экономики в стране конечный инвестор - это именно государство, а остальное - от лукавого. Слишком долгий период окупаемости. Да, есть вроде бы "частные" инвесторы. Но если приглядеться, всегда можно отыскать "уши" какой-то госкорпорации.

А низкая производительность труда - это миф. Просто у нас столько набралось контрольных и надзорных органов, что на каждого строгающего табуретку приходится десять контролеров - от пожарных до СРО, - и каждый требует отчета в письменной форме, а лучше еще и в электронной. О какой производительности труда может идти речь? В рамках обмена опытом мы посетили коллег во многих странах, были во Франции, в Японии, Германии, и могу с полной уверенностью сказать: наши инженеры, электромонтеры по производительности и своим профессиональным навыкам ничем не хуже тех же немцев. А вот что касается общей организации процесса - это да.

Вы говорите это абстрактно или применительно в своему предприятию тоже?

Максим Резников: Да какое там "абстрактно". В электросетевой компании киловатт-час как был основным продуктом, так и остался, и количество потребляемых киловатт часов кратно не увеличилось. Но если раньше на весь регион было одно "Томскэнерго", то сейчас - десять контор, и в каждой генеральный директор, отдел экономики, маркетинга и так далее. У нас в "Горсетях" прежде был один экономист-плановик, а теперь - два отдела, и всем хватает работы. Парадокс получился: мы думали, что строим общество со свободной экономикой, а в результате так все зарегламентировали, что ни вздохнуть.

Но вы ведь и сами говорили, что энергетика - отрасль особая, здесь без госконтроля нельзя.

Максим Резников: И сейчас скажу. Без госконтроля нельзя. Во-первых, энергетика - это безопасность страны и жителей, во-вторых, кто, если не государство, должен выступать арбитром между монополистом и потребителем? Но госконтроль и излишняя, непонятного назначения отчетность - это разные вещи. Достаточно поставить ориентиры, определить целевые показатели, тарифы, и все. Причем тарифы должны быть долгосрочные, как и правила игры в целом. Иначе возникает ситуация, когда работать эффективно просто… неэффективно. Если раз в полгода государство меняет правила игры, которые нивелируют достигнутые результаты, то проще вообще не шевелиться.

Что касается муниципальных и прочих государственных предприятий, МУПов и ОГУПов, то они - априори неэффективная форма организации, для них выгодная отчетность важнее реального результата. И мало того, что план-отчет важнее прибыли, всегда существует соблазн решить муниципальные или ведомственные проблемы за счет МУПов, в ущерб интересов предприятия.

Вы хотите сказать, что "Горсети" эффективны постольку, поскольку они - частное предприятие?

Максим Резников: Разумеется. Неважно, кто акционер, когда политические решения не вмешиваются в экономику, это всегда ей во благо. В экономике предприятия не должно быть никакой политики.

Однако мэра Томска - еще не нынешнего - упрекали именно в том, что он позволил растащить городскую собственность, в том числе, если речь идет о вас, трансформаторные подстанции и так далее.

Максим Резников: Это лукавство. "Горсети", как и "Водоканал", - коллектив профессионалов, специализированная техника и организация работ. Тепловые, электрические или водопроводные сети - все как было, так и осталось имуществом города, и у предприятий оно в аренде или в концессии. И если и есть что-то частное, то энергетики не унесут в кармане кабель, и никакая "Веолия" не сможет перебраться в Париж с нашим подземным водозабором. Все эти страшилки - чистой воды популизм, и ничего более. Даже собственное имущество частных компаний работает на потребителя здесь и сейчас.

Значит ли это, что самые проблемные на сегодня городские предприятия - "Спецавтохозяйство" и "Трамвайно-троллейбусное управление" - должны стать частными?

Максим Резников: ТТУ - безусловно, нет. Сегодня оно перевозит порядка 25 процентов пассажиров, а остальное приходится на частных перевозчиков. Но четвертая часть - это тоже много. И люди имеют право выбирать. Кроме того, муниципалитет должен быть уверен: в случае чего - например, забастовки водителей частных автобусов, как в Томске бывало, - мы горожан увезем. Пусть по-советски, с оторванными пуговицами, но увезем. А разговоры о том, что ТТУ - очень дорого, то это менталитет даже не рынка, а базара. А здравоохранение - дешево?

Или, например, два кабеля, которые мы обязаны прокладывать к школам и больницам, - дешево? С точки зрения экономики они совершенно не оправданны и, может, не пригодятся никогда. Но вдруг?

А "Спецавтохозяйство"?

Максим Резников: Тот же принцип - оставить за собой необходимый контроль, а остальное передать частному бизнесу. Когда-то "Спецавтохозяйство" убирало пять основных магистралей города. Примерно к такой же схеме и нужно вернуться. Остальное отдать частникам. Кроме полигона бытовых отходов, поскольку это стратегический объект.

Вам не кажется, что вы в чем-то противоречите себе: с одной стороны, вы "государственник" - "настоящим инвестором может быть только государство", с другой - "не смейте командовать частным бизнесом".

Максим Резников: Я не вижу в этом противоречия. Да, я убежден: госкапитализм - не лучшая форма собственности. Это приводит к тому, что у власти могут оказаться люди, не способные к поступкам, что мы подчас и наблюдаем. Много ли среди наших чиновников пассионариев, способных скакать с шашкой впереди? Увы. Торжествуют умеренность и аккуратность.

С одной стороны, поступательное движение - это прекрасно, с другой - на прорывы с такими людьми рассчитывать не приходится. Чем больше зарегламентирована наша жизнь, тем более востребована серость. Это неправильно. Я верю, что еще не поздно, учитывая имеющийся опыт, сменить вектор выживания на вектор развития, а бюрократический подход в управлении - на профессиональный.

 

На правах рекламы

Томск Новосибирск Сибирь