Этот успех связан с несколькими факторами, но основными по-прежнему являются ранняя диагностика и выбор лучшего лечения. На ранней стадии мы можем излечить практически любое онкологическое заболевание, появляются новые методы, которые позволяют все лучше излечивать даже распространенные опухоли.
Постоянно улучшаются результаты ранней диагностики тех опухолей, для которых существуют скрининговые программы, - это рак молочной железы, шейки матки, толстой и прямой кишки. Если у тех, кто регулярно участвует в этих скрининговых программах и регулярно приходит на обследование, диагностировано заболевание на ранней или даже предопухолевой стадии, то их лечение обладает практически стопроцентной эффективностью. Но даже если диагностирована опухоль на более поздней стадии, шанс полного излечения очень высок. И при этом зачастую нет необходимости применять расширенные операции или токсичные лекарства.
Но скрининг применим только при определенных условиях - если заболеваемость высокая и если есть эффективный метод диагностики. Желательно также, чтобы он был недорогим - при массовом применении это важно. Например, в Японии очень хорошая ситуация с ранней диагностикой рака желудка. Поскольку он был одним из самых распространенных видов рака в этой стране, там создали скрининговую программу, в которую входит гастроскопия. Программа охватывает всех с 35 лет, гастроскопия выполняется с большой частотой - ежегодно или раз в два года. В России мы пока не в состоянии полноценно ввести эту программу, так как, во-первых, у нас не такая высокая заболеваемость, а во-вторых, недостаточно специалистов, которые занимаются гастроскопией.
Рак - заболевание коварное. Поскольку ранних предвестников у него практически нет, особенно важно, чтобы любой человек, у которого появляются любые симптомы ухудшения самочувствия, обращался к врачу. И не надо надеяться, что "само пройдет", или принимать таблетку по совету соседа. Врач, в свою очередь, должен дифференцировать, могут ли эти жалобы соответствовать какому-либо виду рака, и назначить необходимые исследования. К сожалению, очень часто опухоли могут скрываться за совершенно неявными проявлениями. Например, у человека может не быть никаких симптомов, кроме слабости, которая возникает во второй половине дня. Многие связывают это с усталостью от работы или с возрастом и т.п. Но на самом деле это может быть и проявлением онкологического заболевания - результатом анемии, то есть низкого содержания в крови гемоглобина. А причиной могут быть, например, опухоли желудка или толстой кишки.
К сожалению, попытки создать универсальный тест, который указывал бы на онкологическое заболевание, пока не привели к успеху. Мы надеемся, что когда-нибудь результат будет. Универсального метода диагностики тоже нет. И если человек хочет выяснить, нет ли у него этого недуга, ему надо проводить целый комплекс исследований, которые с большей или меньшей степенью достоверности могут говорить о наличии опухоли. Есть и научные разработки, ученые предлагают разные варианты тестов, но пока они не стали стандартом в диагностике, поскольку не показали значимой эффективности, которая позволила бы отказаться от рутинных методов.
За последние годы произошел большой прогресс в создании новых препаратов для лечения рака. И таргетная терапия, и иммунная терапия прочно вошли в арсенал онкологических клиник, постоянно появляются новые препараты. Каждый из них имеет определенный эффект при опухолях различных локализаций и разной степени распространенности. Так, иммунотерапия привела к тому, что более 30 процентов больных метастатическим раком легкого переходят в категорию хронических больных, как, например, больные с ишемической болезнью сердца. Никто же не считает, что ИБС - это приговор, люди десятилетиями живут с этим заболеванием. То же самое сегодня происходит и с метастатическим раком легкого.
Пока перспектив, что в какой-то момент будет изобретена волшебная универсальная таблетка от рака, нет. И новые препараты, и стандартная химиотерапия, хирургия, гормонотерапия, лучевая терапия еще на многие годы останутся стандартом лечения. Большое счастье, что этих методов становится все больше, и мы можем помочь все большему числу пациентов. Не всех, к сожалению, можем излечить, но многим - существенно продлить жизнь.
Есть надежды и на появление совершенно новых лекарств и даже новых их видов. Недавно в США зарегистрирован первый препарат из серии CAR-T, так называемых химерных рецепторов антигена. Технология CAR позволяет перепрограммировать собственные иммунные клетки пациента вне его тела, чтобы создать "химеру", которая охотится на раковые клетки и эффективно разрушает опухоль. Многие другие новые препараты и методики выглядят вполне перспективными, но лишь клинический опыт покажет, какие из них войдут в реальную широкую практику.
Для борьбы с раком важны не только возможности медицины. Не менее важен и эмоциональный настрой пациента, хотя это и не основной фактор. Но если человек не считает, что он обречен, если ставит перед собой задачу победить болезнь, если он готов к лечению и вместе с врачами является участником непростой борьбы, у которой есть вполне реальные перспективы, это улучшает и его иммунный ответ, который очень важен в борьбе с опухолью. А когда пациент не готов бороться, когда сразу решил, что дни его сочтены, то, несмотря на все наши усилия, иногда болезнь у него, к сожалению, начинает прогрессировать. Еще более важно четко выполнять все назначения врача, не полагаться на мифические альтернативные методы лечения, обещания магов и целителей. Современная медицина прилагает огромные усилия в борьбе с раком. И мы видим, как постепенно болезнь сдает одну позицию за другой.