Во всем мире "Атлантида" выходит под названием "Холодная кожа" - так же назывался роман каталонского писателя Альберта Санчеса Пиньоля, вышедший в 2010 году. Впрочем, в нашей стране и у названия книжки были приключения. На обложке первого издания красовался титул "В пьянящей тишине" - будто томная поэтесса Серебряного века выпустила дебютный сборник стихов.
Меж тем ни томности, ни поэзии в книжке Пиньоля не было ни грамма. Это был эффектный триллер, в котором зачин под Роберта Стивенсона быстро превращался в хоррор, вдохновленный Говардом Лавкрафтом, а к финалу трансформировался в антиколониальный гимн - хочется ради красного словца сказать, что в духе Джозефа Конрада, но нет, пожиже. Ничего нового Пиньоль не изобрел, но смог скомпоновать проверенные временем клише в отменно работающий механизм. На протяжении ста недель "Холодная кожа" держалась в десятке самых продаваемых книг в Европе. После этого стало понятно, что экранизация неизбежна.
Режиссер "Атлантиды" Ксавье Жанс- один из самых одиозных представителей волны "новых страшных" французского кино, нахлынувшей в 2000-е. Он прославился фильмом "Граница" - кровавым даже по меркам французских хорроров фильмом о каннибалах, которые поедают банду грабителей. В том же году вышел его "Хитмэн", в котором тоже кровь лилась рекой.
От Жанса можно было ожидать превращения "Холодной кожи" в очередное кровавое месиво. Но - главное удивление от фильма - этого не происходит. Француз использует бестселлер Пиньоля, чтобы продемонстрировать, что способен делать и другое кино: с тягучим саспенсом и философическим настроем. Из романа он вытаскивает антиколониальную составляющую и поп-ницшеанство. Книжка экранизирована практически дословно, но вот пиньолевского упоения сценами противостояния людей и амфибий тут почти нет. Куда интересней Жансу столкновение Френда и Грюнера, которые тут служат символами двух подходов к цивилизаторским замашкам "первого мира". Грюнер уверен в своем превосходстве над амфибиями просто по факту принадлежности к человеческому роду. Метеоролог же чем дальше, тем больше убеждается в том, что агрессию амфибий, в общем, можно понять - в конце концов, это в их владения вторглись люди. Кроме того, их "неразумность" - не более чем неспособность говорить на человеческом языке. В каком-то смысле амфибии - это сверхлюди, освоившие сразу две среды обитания в самом неприспособленном для жизни месте планеты.
Вся эта гуманистическая конструкция возводится Жансом с тщанием и любовью - видно, насколько важным для режиссера была смена амплуа. Другое дело, что жанр "мне есть, что сказать на животрепещущую тему" хорош, когда говорится что-то новое. В мире "Атлантиды", однако ж, куда ни ткни, попадешь в ворованное. Образы амфибий утащены у кэмероновского "Аватара", Анерис - близнец главной героини "Химеры" Натали, сине-зеленая цветовая гамма экспроприирована у "Острова проклятых" Скорсезе. Начнешь копать - а где же тут хоть одно оригинальное решение Жанса? И не найдешь такого. А одного умения говорить правильные вещи чужими словами оказывается катастрофически недостаточно. Кажется, зря Жанс пожертвовал хоррором, чтобы создать "кино идей" - по крайней мере, хорроры он худо-бедно делать умеет.